Рут Бенедикт постигала основы личности по косвенным их проявлениям. По фольклору, например.
Фото с сайта www.sotsiologia.ru
Простая и очевидная вещь: люди не вещи. 5 июня 1873 года в султанате Занзибар по требованию Великобритании закрыли крупнейший в мире рынок рабов. Что ж, бывают и такие казусы колониализма. Ну а уподоблять человека животному – можно? Утвердительный ответ неизбежен, если исходить из уважения ко всем живым существам, своего рода расширенной политической корректности. Но исстари повелось: сходство с животными, этакое «звериное» обличье – как укор, печать ущербности.
5 июня 1909 года в Петербурге на площади у Николаевского (ныне Московского) вокзала установили памятник императору Александру III. На постаменте было выбито: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ»; имелась в виду, понятно, Транссибирская железная дорога. Но автор конной статуи скульптор Павел (Паоло) Трубецкой, как говорят, признался, что «изобразил одно животное на другом». И вскоре появились стишки: «Стоит комод,/ На комоде бегемот,/ На бегемоте обормот...» Ну что ж, независимо от субъективных намерений Трубецкого художественная правда оказалась неотразимой. Царь-охранитель сделал все, чтобы удостоиться такого памятника. (Сейчас он у входа в Мраморный дворец.)
Между прочим, в тот же календарный день 1798 года родился русский скрипач, дирижер и композитор Алексей Львов (ум. 1870), написавший в 1833 году музыку для гимна Российской империи, идеологически вполне выдержанного, – «Боже, Царя храни!». И сегодня же день рождения скульптора Петра Клодта (1805–1867), по моделям которого были отлиты фигуры юношей, укрощающих коней, для Аничкова моста. Совсем иное явление духа...
Пластическое искусство дает нам почувствовать объем, телесность. Теперь известен другой способ добиться этого эффекта, первоначально от художественных задач предельно далекий, – голография. Одним из ее изобретателей или первооткрывателей был родившийся 5 июня 1900 года физик Деннис Габор (ум. 1979), уроженец Будапешта, который стал британским ученым. И этот частный биографический момент, один из множества подобных, проливает свет на всемирного значения проблему – взаимодействия народов, единства человечества.
Дело здесь вовсе не в той очевидности, что между разными странами и культурами существует обмен знаниями, умениями и людьми. Мы имеем дело с феноменом многослойным.
В Великобритании в эпоху Просвещения жил мастер-мебельщик Томас Чиппендейл, родившийся 5 июня 1718 года (ум. 1779). Работал он в стиле рококо, причем на английской почве он воспроизвел зарубежные традиции – французские и даже китайские. Потом достижения Чиппендейла усвоили американские и немецкие мастера. Сегодня можно полюбоваться на изделия лондонского краснодеревщика: кресла, бюро, шкафчики, комоды. Последние нисколько не похожи на вышеупомянутый петербургский монумент.
Теперь снова город на Неве. 5 июня 1896 года родился один из виднейших петербургских/ленинградских литературоведов Михаил Алексеев (ум. 1981), чьей главной темой было взаимовлияние русской и западноевропейской словесности. А через это, как нетрудно догадаться, России и Запада. Еще одна незаурядная фигура – английский физик Рудольф Пайерлс, родившийся 5 июня 1907 года (ум. 1995), выходец из берлинских евреев, который сыграл немалую роль в американском Манхэттенском проекте, то бишь создании атомного оружия. Кстати, именно по его инициативе был приглашен к участию в этом проекте Клаус Фукс, который оказался советским шпионом. Вот какие происходили удивительные истории.
После всего этого фактологического нагромождения нельзя не вспомнить человека, который обновил антропологию как науку, по-новому проанализировал многообразие народов и культур. Это была Рут Бенедикт, американский этнопсихолог, родившаяся 5 июня 1887 года (ум. 1948). Ее, что называется, полевые исследования были посвящены индейцам США и их фольклору. На основе этой работы была написана книга Рут Бенедикт «Модели культуры» (1934). Следующий ее важнейший труд – «Хризантема и меч» (1946), о Японии и принятых там этических правилах. Книга эта писалась в обстоятельствах нестандартных: шла Вторая мировая, США и Япония находились в состоянии войны, изучать японскую культуру «изнутри» было невозможно. И тогда Рут Бенедикт предложила методологию «дистанционную»: по свидетельствам путешественников и мемуаристов, по религиозным и художественным текстам...
Согласно концепции Бенедикт, общество как целое лепит человека по своему подобию. Вот так: начал я с человека-скульптора, а тут человек – как тот клодтовский юноша или император Трубецкого. Круг замкнулся. Кто какую участь предпочтет?