Предела человеческой фантазии нет. «Дом с химерами» в Киеве – живое тому подтверждение.
Фото Украинское фото/PhotoXPress.ru
Как-то так подобрались герои для этого выпуска календаря, что преобладают в нем две группы: с одной стороны, ученые-естественники, с другой – художники и архитекторы. Наглядная модель: две культуры – гуманитарная и научно-техническая – и средостение между ними.
Что занимало немецкого химика и биохимика Генриха Отто Виланда, родившегося 4 июня 1877 года (ум. 1957), кроме колб и пробирок? Главной темой его исследований были свойства желчных кислот; она и принесла ему Нобелевскую премию. Но от гуманитарного аспекта не укроешься нигде. В годы Первой мировой войны Виланд участвовал в разработке химического оружия. Но в гитлеровской Германии встал в оппозицию – делал антинацистские заявления и защищал евреев.
Ровно десятью годами старше был наш соотечественник – ботаник, микробиолог и генетик Георгий Надсон. В 1925 году он, экспериментируя на низших грибах, доказал, что с помощью ионизирующего облучения можно вызывать искусственные мутации. Актуальный контекст очевиден. Ну а в 1937 году Надсон был арестован. Расстрелян в 1939-м.
А если мы обратимся к кругу ныне живущих наших современников, то найдем там родившегося 4 июня 1958 года американского физика Михаила Герштейна, выходца из СССР. Он один из авторов теории, объединяющей гравитацию и электричество. Как философ Герштейн видит в понятии «закон природы» художественную метафору. И сам выступает как поэт и прозаик.
Есть одна область человеческой деятельности, которая лежит на границе искусства и инженерного дела, – архитектура. 120 лет исполняется сегодня со дня рождения Моисея Гинзбурга (ум. 1946), одной из центральных фигур отечественного конструктивизма. Его теоретические работы во многом опять-таки метафоричны: он проводил параллель между машиной и зданием. Самая известная его постройка – дом-коммуна Наркомфина на Новинском бульваре в Москве; Гинзбург стремился соединить индивидуальное жилое пространство с единой, коллективной инженерной системой. Впрочем, реальные технические (и не только технические) возможности для осуществления этих идей в СССР отсутствовали. Все было на грани полного срыва в дома-коробки.
А параллельно, в ту же эпоху, жил русский архитектор Владислав Городецкий, который родился 4 июня 1863 года (ум. 1930), – вначале он работал в Киеве, потом, эмигрировав, в основном в Тегеране. Визитной карточкой его навсегда остался Дом с химерами – модерновый доходный дом в Киеве на улице Банковой, которая потом стала Карла Маркса, а сейчас носит имя Городецкого. Химеры, то бишь чудовища, материализация видений, – это всегда кстати.
Ну а раз зашла речь о химерах, о странных плодах воображения, то надо сказать о художнике Михаиле Шварцмане, появившемся на свет 4 июня 1926 года (ум. 1997). Сын загубленного в лагерях нэпмана, он стал одним из лидеров неофициального изобразительного искусства позднесоветской поры, так называемого Второго русского авангарда. Свои картины именовал особым термином, обозначающим их жанровую особость, – «иературы». Что на них изображено – буквальному и вербальному пересказу вряд ли поддается (вернее, истолкование это будет у каждого свое). И вот что примечательно: не только для официального статуса и добывания хлеба насущного, но по личностной предрасположенности Шварцман работал как дизайнер и график. Опять-таки на стыке с технологией, с материальным началом.
И сегодня же исполняется 80 лет другому российскому художнику – Анатолию Брусиловскому. Из того же Второго авангарда. Опять-таки особый акцент у него на технические нововведения, открывающие новые возможности для искусства. Коллаж (клеевая техника), ассамбляж (близкое к коллажу визуальное искусство)... Сама его мастерская – не что иное как коллаж.
Может быть, и для всего нашего бытия подходит этот термин?