Малколма Икса убили перед началом выступления. Таких убийств тогда было множество.
Фото Стэнли Вулфсона. 1965. Библиотека Конгресса США
Есть такое очень распространенное явление: помимо профессии, у человека есть некое увлечение – хобби. Для души. Хотя профессия часто тоже в охотку. И дело вовсе не сводится к собиранию марок или чему-нибудь в этом роде.
20 мая 1842 года родился русский географ и климатолог Александр Воейков (ум. 1916). Человек, исходивший в экспедициях весь свет и заложивший основы сельскохозяйственной метеорологии, он был еще и большой сторонник и пропагандист вегетарианства. И не забавы ради.
В параллель этому примеру приведу совсем другой.
Великая, самодостаточная вещь – свобода. Но то и дело появляется у людей науки и культуры ощущение, что им чего-то в ней не хватает. Что требуются к ней какие-то дополнения. То ли модуляции поверх основного тона, то ли что-то другое.
Английский мыслитель Джон Стюарт Милль, родившийся 20 мая 1806 года (ум. 1873), был, похоже, предрасположен к тому, чтобы высветить свободу чем-то внеположным ей. Ведь основу его деятельности, помимо философии, составляла политическая экономия. Среди его основных трудов один называется «О свободе», другой – «Принципы политической экономии», третий – еще более показательно: «Система логики». Логика рассматривается у Милля как теория доказательства, которая позволяет выработать критерии различения истинных утверждений и ложных. Что, конечно, имеет касательство к социальному опыту.
18 мая исполняется 140 лет со дня рождения другого британского философа – Бертрана Рассела (1872–1970). И снова одной из областей его деятельности оказывается логика, в данном случае математическая. Но для сколько-нибудь адекватной характерстики Рассела сказать только об этом будет совершенно недостаточно. Вслед за одной гранью этой уникальной личности возникает другая, третья... Взять, например, тексты Рассела, связанные с проблемами религии, прежде всего эссе «Почему я не христианин» (1927). «Религия основана... прежде всего и главным образом на страхе» – вот центральный тезис. Отвергая веру в Бога, Рассел делает выбор свободного человека.
А как относился либерал Рассел к демократии? Весьма критично, но принимая ее как меньшее из возможных зол: «При демократии дураки имеют право голосовать, при диктатуре – править». Выводы пусть каждый делает сам. Впрочем, характеристика Рассела как либерала нуждается в уточнении. Его социально-политические взгляды – одна из бесчисленных попыток конвергенции, совмещения свободы и социализма. Социализм в данном случае должен корректировать несправедливость, неравенство, те или иные формы гнета.
Дела не таких уж далеких лет: 150 лет назад, 20 мая 1862 года, в расколотых Гражданской войной Соединенных Штатах на Севере приняли закон о земельных участках, которые можно было за 10 долларов получить из общественного фонда. Это была мера борьбы с рабовладением. Мера мирная.
Но всяко бывает на свете. И в той же Америке – но уже другой, конечно, время-то изменилось, – 19 мая 1925 года родился борец за права чернокожих, избравший свовсем другую идеолггию, другие методы действия. По документам его звали Малколм Литтл («маленький»), но, сделавшись общественным активистом, он избрал себе очень выразительный псевдоним, под которым и вошел в историю: Малколм Икс. Это означало: я не знаю своего происхождения, не знаю своих предков – африканцев-рабов.
С 1952 года Малколм Икс состоял в афроамериканской организации-секте «Нация ислама», исповедовавшей и проповедовавшей черный расизм. И многих в эту организацию привлек. А потом стал относиться к исламу иначе, увидел в нем не основу расизма, а нечто всемирное, объединительное. Насколько глубока была у Икса эта перемена, мы уже вряд ли узнаем. Перед одним из выступлений в Гарлеме в 1965 году его застрелили. Икса постигла та же судьба, что в 1968-м – Мартина Лютера Кинга, носителя совсем иных умонастроений.
Мало человеку было свободы. Стал добиваться не просто равенства, но с акцентом на цвет кожи. И нашел такую судьбу.