Пауль Эрлих занимался иммунологией. Но чувствительные точки наших клеток служат не только обороне.
Фото Альфреда Краута. 1908
Мир дан нам в ощущениях – так, кажется, принято говорить. Не в них одних, конечно: есть еще умозрения, например, но это уже отдельная тема. А пока начнем с тех вполне реальных сигналов, которые мы получаем от разного рода рецепторов – чувствительных точек и нервных окончаний.
У каждого вида рецепторов свой профиль, свое назначение. Некоторые держат оборону нашего организма, которая по науке называется иммунитетом. Идею о том, что существуют особые клетки, реагирующие на болезнетворные микробы, высказал немецкий медик, биохимик и бактериолог Пауль Эрлих, родившийся 14 марта 1854 года (ум. 1915). Он был основоположником научной химиотерапии (в том числе применительно к раковым опухолям). И отличался склонностью к философской рефлексии, написал книгу «Биологические этюды» – сравним с «Этюдами о природе человека» нашего соотечественника Ильи Мечникова, с которым Эрлих в 1908 году разделил Нобелевскую премию.
Напрашивается тема духа человеческого, тех высот, ему подвластных. Например, музыки: мы ведь ее не слышали бы без слуховых клеток. 14 марта 1681 года родился немецкий композитор и капельмейстер Георг Филипп Телеман (ум. 1767), автор многих опер, увертюр и ораторий. Учась в Лейпцигском университете, он создал там студенческое общество, коим потом руководил Иоганн Себастьян Бах. Который, как известно из старой кинокомедии, любил легкую музыку. А эта последняя легка в разных отношениях, в том числе на помине. Вот она: сегодня день рождения Иоганна Штрауса-старшего (1804–1849), родоначальника династии.
Как его только не называли при жизни: Моцарт вальсов, Паганини галопов... Однотипные эти сравнения выдают несамодостаточность – в тогдашней эстетике – легких жанров. Но не только в этом состояла несвобода. Самое известное сочинение Штрауса – военное, Марш Радецкого. А впервые исполнено оно было в 1848 году на улицах Вены перед войсками звавшегося так фельдмаршала (для того и писалось), которые возвращались, подавив восставших за независимость итальянцев.
Австрийская мелодия (кстати, 14 марта 1741 года в Вене открылся Королевский театр при дворце, ныне известный как Бургтеэтр) на сегодняшнем календарном листке имеет продолжение. Альфред Редль, глава контрразведки Австро-Венгрии в канун Первой мировой войны, родился 14 марта 1864 года. И был завербован русской разведкой, выдавал Петербургу агентов своей страны и ее военные планы. Провалился случайно в 1913-м и выстрелил в себя. По мотивам этой истории, введенной в контекст репрессивных замыслов венского двора, венгерский кинорежиссер Иштван Сабо поставил фильм «Полковник Редль» (1985) с Клаусом Мария Брандауэром в главной роли. Столкновение патриотизма с нравственными законами – давняя тема.
На других восстаниях 1848 года, австрийском и венгерском, повстанцами командовал поляк, генерал (когда-то наполеоновской службы) Людвиг Бем, родившийся 14 марта 1794 года (ум. 1850) и показавший себя блестящим военачальником. За что сражался? За свою Польшу. Как в XX столетии потом будет воевать с нацистами в Испании и погибнет там венгр Мате Залка, коммунист, но искренне ратовавший за свободу. «И где бы он ни был – он всюду/ За Венгрию бьется свою», – скажет молодой Константин Симонов об этом пролетарском интернационалисте. А Бем был – буржуазный...
Когда начинается разговор о свободе политической, никак не миновать Франции, ее всемирной родины. Сегодня дни рождения сразу нескольких французских политических мыслителей. 14 марта 1709 года появился на свет аббат Габриэль Бонно де Мабли (ум. 1785), сподвижник более знаменитых энциклопедистов, автор фундаментальных трудов «О правах и обязанностях гражданина», «Публичное право Европы». В веке XX жил политолог и социолог Раймон Арон (1905–1983), объект дежурных поношений у советских пропагандистов. Начинал этот будущий автор теории индустриального и постиндустриального общества в Сопротивлении, был редактором газеты деголлевской «Сражающейся Франции». А потом его пути с де Голлем разошлись: Арон выступил против колониализма и алжирской войны. Непатриотично себя повел. Опять-таки урок для нас.
А современник и соотечественник Арона, философ Морис Мерло-Понти (1908–1961), исследовал невесомый и безмерный феномен человеческого сознания. Его внимание привлекали и дух, и тело. Человек смотрит внутрь самого себя и слышит себя как бы со стороны. Он на рандеву с самим собою, как с собственным двойником, или антиподом, или кем угодно. Я вижу, я чувствую. Потом начинается работа мысли. Но отправная точка – то, что сообщают нам чувства и ощущения.
Вот мы и вернулись к рецепторам. Круг замкнулся.