0
1445
Газета День в Истории Интернет-версия

06.03.2012 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 6 марта

Тэги: история, кино


история, кино Рабочий момент Анджея Вайды – съемки фильма «Пан Тадеуш». Польская история стала для режиссера неизбывной темой.
Фото Reuters

Большинство всегда не право – есть такая максима, то бишь высказывание предельно концентрированное, доведенное до некоей степени преувеличения. Но не так уж редко видишь, сколь много в нем от достоверности самой что ни на есть прямой.

В Любеке, ганзейском городе на севере Германии, с XIII века действовала и работала на формирование среднего класса целая правовая система, которая так и называется – любекское право. «Городской воздух – воздух свободы», – стали говорить тогда. Но свобода была специфическая, с оговорками. Так, фальшивомонетчиков надлежало казнить путем сварения в кипятке либо скальпирования. А 6 марта 1816 года, после освобождения от французской оккупации, сенат Любека большинством голосов изгнал из города евреев, которые туда, что называется, понаехали при Бонапарте.

И тут вспоминаются два афоризма. Первый: «Во всем виноваты евреи – это их Бог нас создал». Второй: «Человеческий организм не может одновременно вместить алкоголизм и антисемитизм. Стоит человеку принять немного алкоголя – антисемитизм сразу же лезет наружу».

Автор этих и многих других саркастических суждений – польский писатель Станислав Ежи Лец, родившийся 6 марта 1909 года (ум. 1966). Человек, о котором бессмысленно рассказывать, – он уже все сказал. Лучше просто цитировать его. К теме, с которой я начал сегодняшние заметки, лучше всего подойдет вот этакое: «Безграмотные вынуждены диктовать».

Какой терпкий, выстраданный вкус жизни... Он от личности, от дара, конечно, но и от исторического опыта, от времени и места. Нынче своего рода польский парад планет на календарном листке. И, что примечательно, размыкающий национальные рамки. 6 марта 1926 года родился классик польского и мирового кино – режиссер Анджей Вайда.

Талант – это, как известно, власть. Способность совладать с картиной мира, выстоять против его сопротивления, настоять на своем видении этой картины и заставить других людей запомнить ее навсегда. Так было у Вайды с первых его фильмов. С «Канала», где варшавские повстанцы загнаны в канализационные подземелья. С «Пепла и алмаза», где трагедия гражданской войны и насилия в расколотой стране оказывается неотрывна от полонеза Огинского, и думаешь: вот она, трагическая амбивалентность национального духа. А потом были «Пейзаж после битвы» по лагерной прозе Тадеуша Боровского, и дилогия о реальном социализме – «Человек из мрамора» и «Человек из железа». Участие Вайды в движении «Солидарности», в избавлении Польши от социализма – часть и следствие его творчества.

И все это, подчеркну, помножено на специфику польской истории, культуры и ментальности, где наверчено столько, что распутывать – долгая работа. «Хуже вышивания», как сказано об этом у Шварца.

А по соседству еще одна дата: 80 лет со дня рождения одного из видных деятелей польского освободительного движения – Бронислава Геремека (ум. 2008), который в августе 1980 года приехал на бастующие верфи Гданьска. Приехал добровольно в знак той солидарности, которая без кавычек. И сказал потом: «Интеллигенция не может стоять в стороне. За право мыслить нужно бороться». Иначе можно оказаться с тем большинством, что право всегда...

На этом пути неизбежны неприятности. 6 марта 1475 года родился один из великих мастеров искусств – Микеланджело Буонарроти (ум. 1564). Если нужен пример гения-одиночки, то вот, нагляднее не бывает. Одиночество в повседневном существовании и полное осуществление себя в искусстве. «Мои дети – это мои произведения», – сказал он. Кстати, о напастях. Когда 20 лет назад, 6 марта 1992 года, множество персональных компьютеров поразил новый вирус, этот последний назвали «Микеланджело». По дате рождения. И по человеку, олицетворяющему тяжкую участь.

Неуютная вырисовывается картина: талант, личностное самовыражение неотделимы от бед и несчастий. Что-то романтическое: действительность и искусство как взаимоисключающие начала. Родившийся 6 марта 1927 года всемирно известный колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес, автор «Ста лет одиночества», признался однажды: всегда, мол, «говорил и никогда не откажусь от своих слов, что самые интересные люди живут в России». О да. Только, может быть... нет, начну с нового абзаца, надо перевести дух.

Никуда не денешься от напрашивающейся мысли: может быть, лучше будет, если жизнь наша станет скучнее? Переключиться всем, что ли, в какой-то другой эстетический регистр, без этого двоемирия: либо то, либо это. И завести себе скучное право, городской дух, только без скальпирования и депортаций. Может быть, и личностям тогда будет сподручнее развернуть свои таланты? А?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
384
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
322
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
270
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
380

Другие новости