0
1082
Газета День в Истории Интернет-версия

21.12.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 21 декабря

Тэги: история, театр, кино, шмид, швейцария


история, театр, кино, шмид, швейцария Даниэль Шмид смотрел на мир как бы отстраненно, переосмысливая каноны и традиции.
Фото с сайта www.danielschmid-film.com

Сменяются эпохи, исторические и культурные, а с ними, естественно, стили, конфликты. Действительность и искусство образуют бесконечную цепь взаимоотражений – начало начал уже не отыщешь.

Престранные персонажи попадаются в хрониках минувших лет. Вот, например, родившийся 21 декабря 1715 года Готтлоб Курт Генрих фон Тотлебен (ум. 1773), единый в нескольких лицах. Барон, а потом граф, советник юстиции при саксонском правительстве, он был обвинен в коррупции и бежал. Дальше – как в калейдоскопе: Бавария, Голландия, Пруссия; всюду дело заканчивалось скандалами то по государственной линии, то по амурной. Наконец, Россия. И вот этот человек участвует в Семилетней войне, берет Берлин, но затем оказывается под судом за измену и приговаривается к смертной казни. Что не помешало новому карьерному взлету и опять генеральскому чину...

Что ж, недаром Тотлебен обосновался на страницах ряда авантюрных романов. Но это беллетристика, и вообще где реальные факты, а где вымысел, – поди разберись. Именно эта рациональная критика сведений о былом составляла главную заботу немецкого историка Леопольда фон Ранке, который родился 21 декабря 1795 года (ум. 1886). Домыслы и вымыслы литературного, фольклорного и всякого иного происхождения его не вдохновляли, и если он что-то возводил в абсолют, то архивы и документы. Что, конечно, тоже уязвимо, но Ранке прежде всего интересовали реальные люди. Личности.

А теперь отойдем на несколько культурно-исторических периодов назад, в эпоху Возрождения. 21 декабря 1401 года появился на свет итальянский художник Мазаччо, за свою короткую жизнь – он умер в 1428 году – успевший реформировать основы живописи. Возрождалась эстетика античности, и новорожденного Иисуса в алтарной картине Мазаччо и Мазолино «Мадонна с младенцем, св. Анной и ангелами» сравнивают с Гераклом. А во многих работах Мазаччо горизонт проходит на уровне глаз людей, которые там изображены, – это, если вдуматься, не что иное, как освоение человеческого взгляда. Художник увидел мир глазами индивидуума, сталкивающегося лицом к лицу с действительностью, с историей.


Среди тех, у кого сегодня день рождения, – американский композитор, певец и гитарист Фрэнк Заппа (1940).
Фото Reuters

Потом было, в числе прочего, искусство классицизма. С нормативной эстетикой, опиравшейся на античность как образец и идеал, и с конфликтом между долгом и чувством. У классика французской драматургии Жана Батиста Расина, родившегося 21 декабря 1639 года (ум. 1699), внутренняя борьба в душе человека понималась скорее как неодномерность, противоречивость устремлений и страстей самих по себе, независимо от требований внешних сил. Античные герои действуют в «Британнике», «Ифигении», «Федре», но это совсем другой мир. Куда более современный для нас, если можно так выразиться.

И вот уже совсем иные люди, конфликты, обстоятельства. Современные? Уже постсовременные?

70 лет исполнилось бы сегодня швейцарскому режиссеру театра и кино Даниэлю Шмиду (ум. 2006). Художнику, принадлежавшему к разным стилям и эстетическим направлениям сразу. В привычных для критики метафорических категориях его творческий почерк сравнивают и с барокко, и с сюрреализмом, и с модерном, и с готикой; наверное, в переплетении всего этого и рождается некое новое качество. Названия для него возможны разные. Авторское кино, например.

Все вроде ясно: у кинофильма есть основной автор – режиссер, чьей волею все и определяется. Взаимоотношения с законами кинопроизводства, с рынком – все это за скобками. Допустим. Но что тогда получается в итоге? Нечто напоминающее вымечтанный Большой Стиль? Нет, у Шмида все сложнее и ироничнее. Он смотрит откуда-то со стороны, переосмысливает и перефразирует художественные традиции и каноны. Они были для него таким же предметом изображения, как собственно реальность. Целая система зеркал. Например, в фильме «Сегодня ночью или никогда» (1972) карнавальная традиция соседствует с темой актера как художника, пересоздающего создание другого художника.

Все это непривычно, неожиданно, требует от зрителя готовности к обдумыванию. Признание к Шмиду пришло не сразу. А потом был признан его выдающийся вклад в развитие новейших европейских начал в кинематографе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Верховный суд уравнивает граждан по размеру компенсаций

Верховный суд уравнивает граждан по размеру компенсаций

Екатерина Трифонова

Средний размер выплат за моральный вред составляет около 200 тысяч рублей

0
538
Иноагентам обещают заочные судебные процессы

Иноагентам обещают заочные судебные процессы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Отдельным видом преступления против государства станет финансирование диверсий

0
601
Деятельность французского Независимого института философии признана нежелательной в РФ

Деятельность французского Независимого института философии признана нежелательной в РФ

0
413
В МВД сообщили о статистике выдачи статуса репатрианта

В МВД сообщили о статистике выдачи статуса репатрианта

0
334

Другие новости