Мгновения повседневной жизни исполнены смысла.
Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото. Ок. 1664. Национальная галерея, Лондон
Несколько десятилетий назад в российских, тогда еще советских, историко-публицистических дискуссиях появился устойчивый, почти идиоматический оборот – «аккуратная Дания». Вместо Дании, понятно, может фигурировать любая другая малая по размерам, но высокоцивилизованная европейская страна, лишенная имперских комплексов величия. Голландия, например.
И вот что характерно: в культуре Нидерландов, при небольшой численности их населения, – поразительная концентрация художников европейского и мирового масштаба. Причин тому, наверное, много. Думаю, что одна из основных – благоустроенность этой страны, присущая ей тщательная возделанность пространства, переходящая в эстетическое качество.
20 декабря 1629 года родился художник Питер де Хох (ум. после 1684), мастер жанровой живописи, то есть сосредоточенной на повседневной жизни, на быте. В разные годы де Хох жил в Лейдене, Гааге, Амстердаме, Делфте. Каналы, дамбы – тщательно продуманная система защиты от природной стихии. А за стенами домов – интерьеры, постоянный предмет изображения на полотнах де Хоха. Вернее, их значимый, но фон. А в центре внимания, в геометрическом центре картин – горожане, чем-то занятые или отдыхающие. Мгновения самоценной жизни, наделенные смыслом. «Хозяйка и служанка», «Музицирующее семейство», «Женщина, взвешивающая золото»....
Кстати, об этой последней картине. При взгляде на нее сразу бросается в глаза сходство с «Девушкой, читающей письмо у открытого окна» Яна Вермеера, еще более известного голландского художника. Так вот, принадлежность ее Вермееру была установлена далеко не сразу, и одним из возможных авторов этой работы считали как раз де Хоха. И это подтверждает силу его таланта.
Кстати, о Голландии. Эта страна, как известно, один из традиционных центров международного права, наднациональных институтов (Гаага!). А в числе деятелей, которые внесли вклад в этот аспект жизни человечества, надо назвать французского педагога и парламентария, видного пацифиста Фердинанда Бюиссона, родившегося 20 декабря 1841 года (ум. 1932). Будучи директором начального образования Франции, он подготовил законы о светской школе и бесплатном обязательном начальном образовании. И еще – уже выходя за национальные рамки – стал одним из основателей Лиги прав человека. В 1927 году Бюиссону была присуждена Нобелевская премия мира.
Несколько старше был сосед Бюиссона по календарному листку – русский юрист Дмитрий Каченовский (1827–1872), профессор международного права. В мировом контексте – последователь английской и – внимание – опять-таки голландской научных школ. Важнейшие идеи Каченовского были о кодификации международного права и о необходимости совместной работы ученых-юристов из разных стран. Потом все это стало реальностью; Каченовский, впрочем, этого уже не увидел.
Раз речь зашла о праве и юристах, то стоит напомнить: 20 декабря 1917 года в советской России был учрежден антиправовой по своей природе институт – ВЧК, Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. К появлению ВЧК русское общество, в том числе его элита, оказалось не готово. Пример навскидку: известный русский военный историк и теоретик Андрей Заончковский, родившийся 20 декабря 1862 года (ум. 1926), а при большевиках преподававший в военной академии, принял участие в чекистской операции, известной широкой публике по приснопамятному сериалу «Операция «Трест»...
И в рифму с созданием ВЧК – другая дата. 20 декабря 1938 года в СССР была введена трудовая книжка. Социализм – это учет, как известно. Все очень логично.
Но XX век вовсе не исчерпывался зловещими политическими симптомами. Его содержание во многом определили труды физиков, создавшие новую картину мира. 20 декабря 1917 года родился американский ученый Дэвид Джозеф Бом (ум. 1992), входивший в круг великих и избранных, – достаточно назвать хотя бы Роберта Оппенгеймера, чьим близким другом и коллегой по Калифорнийскому университету он был. Ему принадлежат классические работы по квантовой механике, во многом неожиданные не только в собственно физическом, но и в философском плане. Причем переклички со своими представлениями о мироустройстве Бом обнаружил в довольно нешаблонном источнике: он заинтересовался трудами и взглядами индийского философа и проповедника Джидду Кришнамурти. Трудновообразимые, запредельные материи он толковал в своих работах. Например, наднациональное, надрелигиозное единство мира переплеталось у него с медитацией и изменением сознания. Не буду судить о той психологической революции, которая его занимала и которой заинтересовался Бом, я эту проблематику как-то не воспринимаю. Но космополитизм – как не отметить и не оценить? Неудивительно, что у Бома эти мотивы нашли отклик.
Физика сейчас трудно поддается воображению. Бом разрабатывал голографическую модель Вселенной. Он полагал, что люди связаны между собой и оказывают друг на друга влияние не каждый по отдельности, а через мироздание в целом. Вот что при этом получится с человеческой свободой – отдельный вопрос. Наверное, будет ютиться на индивидуальных островках, напоминающих улицы и дома голландских городов в окружении водной стихии.