0
1208
Газета День в Истории Интернет-версия

07.12.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 7 декабря

Тэги: история, кино


история, кино В немом кино были свои звезды. Пришло звуковое, и звезды эти стали меркнуть.
Марчелла Альбани. Рекламная открытка. 1927–1929

Человек живет одновременно в разных измерениях. И описываются они в разных категориях. Есть вечное и есть временное. Есть «быть» и есть «иметь», «обладать»...

Так полагал родившийся 7 декабря 1889 года французский философ Габриэль Марсель (ум. 1973). Один из его трактатов так и называется: «Быть и иметь»; характерна здесь перекличка с заглавием книги немецкого психолога и социолога Эриха Фромма: «Иметь или быть». Это сквозная тема многих мыслителей: соотношение абсолютного и относительного, внутреннего и внешнего. Габриэль Марсель – один из тех, для кого воплощенное всегда ущербно, оно лишь тень подлинного бытия.

И здесь цивилизация XX века многое обострила и акцентировала. Как писал Марсель, «на какие бы технические усовершенствования ни оказалось способным общество, оно не может стать подлинным субъектом... Поведение, на которое оно способно, рядом с жизнью и решениями мудреца в лучшем случае подобно электронному мозгу рядом с мыслящим существом».

А как это сказывается на развитии культуры? По-разному. В том числе распространением таких форм искусства, которые куда больше прежних зависят от техники и при этом предполагают массовую аудиторию. Начиная с кино, эстрады...

Я не к тому клоню, чтобы посокрушаться о засилье массовой культуры и приниженном положении высокой. Все не так одномерно. Вот, например, 20-е годы прошлого столетия, Германия периода Веймарской республики. Одним из самых популярных эстрадных певцов там был Лев Моноссон, который родился в Москве 7 декабря 1897 года и покинул Россию в 1918-м. Вся его последующая биография – череда бегств. Варшава, Париж, Вена, Берлин; в 1933 году он эмигрировал во Францию, оттуда в 1941-м в США, а умер в 1967 году на Ямайке. Но «врасти» ему удалось именно и только в немецкую культуру, в Германии Моноссон стал звездою. А неповторимость культуры веймарского периода во многом определялась эстрадной составляющей, тонким взаимодействием и взаимопроникновением «высокого» и «низкого». Так уж устроена эта атмосфера: воздух свободы. (Как тут не вспомнить фильм «Кабаре»!) Нацистам это, конечно, претило, им ближе по духу был пафосный Вагнер; большинство немецких собратьев Моноссона по жанру эмигрировали. Сам он свою артистическую деятельность продолжать вне Германии уже не смог.

В кино были сюжеты во многом параллельные. Один из непременных моментов здесь – переезды из страны в страну. Не всегда по политическим мотивам – просто пограничные области искусства, между высокими и низкими жанрами, в разных культурах развивались неравномерно. 7 декабря 1901 года в Риме родилась Марчелла Альбани (ум. 1959), которая в Италии прославилась как актриса немого кино, но уже с 1923 года жила и работала во все том же Берлине. В том числе она сыграла в фильме «Шахерезада», поставленном другим эмигрантом – Александром Волковым (а роль Пьеро там исполнил, естественно, Александр Вертинский). Но вскоре кино из немого сделалось звуковым, и Альбани к этому оказалась не готова. Ее творческая биография пошла на спад.

Вечная тема: повороты и причуды актерской судьбы. Но тому, что выпало на долю нашего соотечественника Петра Вельяминова, на Западе трудно подыскать подобие. Он родился 7 декабря 1926 года (ум. 2009). Не молодые годы отдал искусству, а потом сошел со сцены и съемочной площадки – нет, все наоборот. Потому что в 1943 году, в 16 лет, он был посажен за антисоветскую деятельность и провел девять лет в ГУЛАГе. Стал работать на лесосплаве и играл при этом в самодеятельности. И профессиональные его театры были на первых порах в Абакане, Тюмени и других далеких городах. И только в 1972 году Вельяминов пришел в московский «Современник». Обращу внимание на несусветный парадокс: артист одного из лучших и самых свободных театров заработал известность, снимаясь в фильмах такого пошиба, как «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» по романам Анатолия Иванова. Какое-то совковое зазеркалье.

Закончу словами родившегося 7 декабря 1872 года нидерландского философа и культуролога Йохана Хёйзинги, умершего в 1945 году в нацистском концлагере. «Homo Ludens» («Человек играющий») – один из его главных трудов. «Доступ к игре свободен, сама игра и есть проявление свободы».

Есть над чем подумать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1402
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
1129
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
1114
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1355

Другие новости