0
1512
Газета День в Истории Интернет-версия

03.11.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 3 – 6 ноября

Тэги: история, архитектура, бове, литература


история, архитектура, бове, литература Архитектор делал Москву гимном в камне. Столицей во всем.
Портрет Осипа Бове работы неизвестного автора. Первая половина XIX века

Пути духовных исканий – есть такое выражение у тех, кто изъясняется высоким слогом. А как посмотришь трезвым взглядом, то приходит на ум Жванецкий с его сюжетом о консерватории. О роковой закономерности, если хотите.

Итак, начнем. 5 ноября 1733 года родился русский поэт, прозаик и драматург Михаил Херасков (ум. 1807), у которого, кстати, одна из поэм так и называется – «Вселенная, мир духовный». Подражание «Потерянному раю» Джона Мильтона, поэме о сотворении мира и грехопадении Адама. Но любому смертному, и поэту в том числе, нет ничего проще, чем сверзиться с тех высот, куда он пытается подняться.

Херасков – гимнопевец по строчечной сути. Его стихотворение «Коль славен наш Господь в Сионе», чисто духовное по своему содержанию, положил на музыку Дмитрий Бортнянский, и двести лет назад это был неофициальный российский гимн. От божественного до государственного один шаг.

Поэт писал по канонам классицизма. А это предполагает строгую иерархическую картину мира, подобную государствам той эпохи. Тогдашние монархии утверждали себя в сознании подданных с помощью героического эпоса. И Херасков создает поэму с выразительным, отсылающим к Вергилию названием «Россияда» (1778). О том, как русское воинство при Иване Грозном взяло Казань и именно этим, оказывается, положило конец ордынскому игу. Поэму оценила императрица Екатерина II и сняла с автора опалу, вызванную, по всей вероятности, его масонством. В качестве особой чести – вернула ему должность куратора в Московском университете. То есть чиновника, надзирающего за студентами.

Пришло время, и Херасков устарел, выпал из актуальной и/или вечно актуальной словесности. Не он первый, не он последний. Потом эта история повторилась, например, с романтиками. Так произошло с Александром Бестужевым-Марлинским, писателем и декабристом (Марлинский – литературный псевдоним), родившимся 3 ноября 1797 года (ум. 1837). Свобода как побудительный мотив к творчеству и источник стиля – чего же боле? Но, если присмотреться, эстетика Марлинского по-своему не менее нормативна, чем у классицистов. Экзотика кавказских повестей, риторика, шум, пафос. А «средний слой» мироздания, где живет человек, для такого писателя не более чем пошлость. И когда Белинский корил Марлинского за чисто внешний, поверхностный талант, он призывал к расширению творческой свободы.

От искусства слова перейдем к «застывшей музыке». В имперской России зодчим отводилась роль, во многом сходная с гимнотворчеством поэтов-классицистов. 4 ноября 1784 года в Петербурге, в семье работавшего в Эрмитаже живописца из Неаполя, появился на свет Осип Бове (ум. 1834), ставший одним из виднейших русских архитекторов. Ему выпало перестраивать Москву после пожара 1812 года, и здания, спроектированные Бове, известны всем и каждому. Манеж, Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад... Все это не было отдельными лоскутками на ткани города. Суть замысла, который проводил в жизнь Бове, – древняя столица как воплощение идеи государственного величия. Монументальность – вот к чему все сводится. Что, сказать по правде, уже вызывает мысли невеселые: памятник и живая жизнь – разные вещи.

Позже этот пафос был подхвачен и доведен до предела – если не считать, конечно, сталинскую архитектуру. Самый заметный, наверное, архитектор неовизантийской Москвы – Константин Тон, родившийся 6 ноября 1794 года (ум. 1881) и предвосхитивший официальную идеологию времен Александра III, идеологию, если называть вещи своими именами, реставрации и реакции. Опять-таки назову несколько построек навскидку: это Большой Кремлевский дворец, Петербургский вокзал (и идентичный Московский в Северной столице) и, конечно, храм Христа Спасителя, история которого общеизвестна. Пышность и тяжеловесный пафос. По сравнению с Бове – талант пожиже, эстетика поплоше. Не тот уровень, что и говорить.

Объединяет ли что-то, скажем, декабриста Марлинского и апологета самодержавия Тона? Например, вот что. Как сказал в своей эпиграмме Самуил Маршак (он родился 3 ноября 1887 года, умер в 1964-м): «Ты старомоден. Вот расплата/ За то, что в моде был когда-то».

И вот еще о чем здесь задумываешься: об опасностях, коренящихся в третировании буржуазной нормы, в стремящемся возвыситься над повседневностью романтизме. Был такой немецкий писатель мистического толка – Ганс Гейнц Эверс, родившийся 3 ноября 1871 года (ум. 1943). Любитель оккультных наук, любимец британца Лавкрафта, он написал в 1932 году роман «Хорст Вессель» о командире штурмовиков, герое нацистского гимна. Без комментариев.

...И еще одна дата. 3 ноября исполняется 80 лет со дня рождения художника Анатолия Зверева (ум. 1986), классика нашего андеграунда. Фигура его чем-то напоминает Венедикта Ерофеева. Обаяние налицо. Ноль пафоса. Свобода от сверхценностей. Такое надо ценить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
463
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2176
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1414
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1051

Другие новости