Джордж Буль сумел перевести логические суждения на язык математики.
С сайта ru.wikipedia.org
В старой притче слепцы ощупывали слона, чтобы понять, как он выглядит. Одному он показался похожим на змею, другому – на столб, третьему – на канат... К единому мнению так и не пришли, общая картина распадалась на частности. Это не про слепцов, конечно. Это про человечество, про его попытки познания.
На сегодняшнем календарном листке – и служители муз, и путешественники, и знатоки культуры, и мастера инженерного дела. К числу последних можно отнести русского изобретателя Александра Саблукова, родившегося 2 ноября 1783 года (ум. 1857). Он создал, например, вентилятор для очистки воздуха в рудниках и шахтах. Но это, так сказать, в порядке конверсии. Звание Саблукова звучит с военным акцентом: генерал-лейтенант корпуса горных инженеров. Собственно, инженер он был прежде всего военный, конструировал снаряды и мины. Нечто похожее прослеживается у британского мореплавателя и исследователя Арктики Генри Келлетта (1806–1875): прежде чем отправиться в научных целях в северные моря, он командовал боевым кораблем на опиумной войне, дослужился до вице-адмирала. Славные люди. Но что же, война прежде всего?
Попробуем пойти по другой линии, гуманитарной. Вот две ветви культуры: одна самая что ни на есть народная, другая... эх, резанем правду-матку: антинародная, да. Русский этнограф и фольклорист Дмитрий Зеленин родился 2 ноября 1878 года (ум. 1954), собирал и записывал бытующие на селе сказки, песни и частушки. Академическая наука и, что называется, почва. А во Франции 2 ноября 1808 года появился на свет писатель, критик и публицист Жюль Амеде Барбе д’Оревильи (ум. 1889). Его, декадента, денди и мистика, влекла эстетика зла. Когда Шарлю Бодлеру грозило судебное обвинение в оскорблении нравственности, д’Оревильи вступился за него. Эстетическая общность и этика литературной среды сработали. Между тем в политике он был почвенник, приверженец монархии и католической традиции.
Если неким непостижимым образом скрестить д’Оревильи с Зелениным, получится, может быть, французский философ и теоретик революционного действия Жорж Сорель, родившийся 2 ноября 1847 года (ум. 1922). Тоже был когда-то монархист. Но потом увлекся марксизмом, анархизмом и идеями синдикализма, то есть объединения рабочих в профсоюзы во имя всеобщей забастовки, которая низвергнет буржуазный строй. Зеленин изучал народную мифологию как данность, а Сорель апеллировал к мифологическому сознанию масс, к их инстинктивным страстям и порывам.
Один из трудов Сореля называется «Иллюзии прогресса» (1908) и основан он на метафоре: общество есть своего рода физический объект, к которому приложим второй закон термодинамики. Степень беспорядка в обществе со временем растет и, чтобы этому противостоять, нужна воля людей к социальному действию. Методология Сореля, конечно, уязвима. Но, может быть, есть другие более основательные попытки целостного познания, которого человечеству не хватает?
2 ноября 1815 года родился английский математик Джордж Буль (ум. 1864), один из создателей целой научной дисциплины – математической логики. Поскольку имя и фамилия его вызывают непроизвольные ассоциации, спешу оговориться: нашего героя не следует путать с Джоном Булем, собирательным образом типичного англичанина. Персонаж этот впервые был выведен в 1712 году в сатирической пьесе лондонского литератора Джона Арбетнота, который, по забавному совпадению, занимался еще и математикой. Но вернемся к ученому.
В чем состояла суть сделанного Джорджем Булем? Он объединил алгебру с логикой и разработал правила перевода логических суждений на язык математики. В 1854 году Буль написал трактат «Исследование законов мышления, на которых основываются математические теории логики и вероятностей». Он доказал, что высказывания и суждения могут быть переданы в виде уравнений, а все мыслимые объекты можно обозначить буквами, как величины в алгебре, и оперировать ими – складывать, вычитать, умножать, делить...
Вот мы и подобрались к открытию, которое позволяет человечеству приблизиться к точному познанию самых разнородных объектов и явлений. И, замечу попутно, работает в компьютерах и прочих высоких технологиях. А что касается самого Джорджа Буля, то он вовсе не был узким специалистом, который, как известно, флюсу подобен, но, напротив, дал блестящий образец универсального по своим знаниям и интересам ученого. Буль прекрасно ориентировался в культурной и философской проблематике, изучал литературу. Причем это у него стало семейной традицией. Его сыновья и дочери – физики и математики, вхожие в литературные круги. А одна из дочерей, Этель Лилиан, жена польского ученого Войнича, стала писательницей Этель Лилиан Войнич. Автором «Овода».