0
2661
Газета День в Истории Интернет-версия

06.10.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 6 октября

Тэги: история, архитектура


история, архитектура В архитектуре свобода означает, например, причудливое расположение окон.
Капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане, 1950–1955. Фото с сайта Фонда Ле Корбюзье

Среди международных красных дат, значащихся на листках календаря, есть такие, смысл коих может быть прочитан, скажем так, расширительно. Сегодня, 6 октября, – Всемирный день охраны мест обитаний. Учрежден он был в 1979 году на основе принятой Советом Европы конвенции об охране дикой фауны и флоры. Но поневоле задумываешься, что места обитания есть и у человека. Когда пригодные для жизни, а когда и нет.

6 октября 1948 года в Ашхабаде произошло катастрофическое землетрясение, убившее от 60 до 100 тыс. человек. Однако суть не в таких экстремальных случаях. Ведь люди живут, строго говоря, не в природе. То есть в природе тоже, но социум, культура, техносфера – все это, что называется, ближе к телу. Именно так устроены города.

В городах ясно видно, что главное требование к нашей среде обитания, своего рода общий знаменатель цивилизации, есть благоприятствование человеку. Комфортность как синоним гуманности.

В сущности, именно из этого исходил родившийся 6 октября 1887 года знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье (ум. 1965). Имя его (псевдоним Шарля Эдуара Жаннере) – синоним авангардизма и новаторства. Причем он был проектировщик не только зданий, но и целых городов, автор градостроительных концепций. Одна из любимых идей Корбюзье – «лучезарный город» – есть не что иное, как преодоление скученности, проклятия городов в индустриальную эпоху. И высота построек, и численность населения растут, но для горожанина увеличивается и благоустраивается его собственное пространство, область личной автономии. Чтобы он не толкался с соседом.

И это не все. Очень важный момент: Корбюзье был еще и художник-декоратор, дизайнер, даже ювелир. То есть занимался выделкой малых форм, подробностей. Эта работа соответствовала общему принципу возделанности среды, которая нас окружает. А один из трактатов Корбюзье – «Модулор» имеет поясняющий подзаголовок: «Опыт соразмерной масштабу человека гармоничной системы мер, применимой как в архитектуре, так и в механике». Вот оно, слово найдено: соразмерность масштабу человека.

Пять принципов современной архитектуры выдвинул Корбюзье. Свободно стоящие опоры здания (первый этаж приподнят над землей). Свободная композиция фасада. Ленточные окна (сплошное остекление). Плоская крыша с террасой-садом. Свободная планировка помещений. В трех пунктах из пяти – слово «свобода». А что такое, скажем, свободная композиция фасада? Это и причудливое расположение оконных проемов с витражами у здания часовни в Роншане, и авторская мета многих работ Корбюзье – навесные «солнцерезы» для защиты остекления от прямого солнечного света...

Споры вокруг Корбюзье шли и идут. Иосиф Бродский, вовсе не архаист по эстетическим взглядам, написал однажды так: «У Корбюзье то общее с Люфтваффе,/ что оба потрудились от души/ над переменой облика Европы./ Что позабудут в ярости циклопы,/ то трезво завершат карандаши». Это, конечно, поэтическое преувеличение. Да и как перестраивать древние города?

То ли дело ревнители классики, записные традиционалисты. В один календарный день с Корбюзье, но в 1943 году появился на свет наш общеизвестный и общедоступный живописец Александр Шилов. Что представляют собой портреты, исполненные его кистью? Воспроизведение канонов, отождествляемых в массовом культурном сознании с реализмом как вершиной всего и вся. Не рождение смысла, а следование ему. «Уютность» такой культуры в противовес «неуютности», как выразился однажды культуролог Леонид Баткин.

Люди, однако, ищут новые смыслы, даже новые языки. Что касается последних, то один эксперимент такого рода довольно известен: это эсперанто. Искусственный международный язык. Виднейший исследователь этого языка, поэт-эсперантист и переводчик на эсперанто, венгр Кальман Калочаи родился 6 октября 1891 года (ум. 1976). Выбор эсперанто как языка для поэтического самовыражения говорит как будто о радикальном новаторстве. Ан нет: словотворчество у Калочаи помножено на консерватизм форм. А сам эсперанто – стихия узнаваемых корней.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
674
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2404
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1603
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1228

Другие новости