О своем приватном досуге он рассказал увлекательно для всех.
Иван Крамской. Портрет писателя С.Т.Аксакова. 1878.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Тщета крупномасштабного пафоса, накачанных державных мышц – неизбывный исторический урок.
1 октября 331 года до н.э. в битве при Гавгамелах (современный Иракский Курдистан) Александр Македонский разгромил войско Дария III, и огромная Персидская империя, которую этот последний возглавлял, прекратила существование. Но и сроки империи Александра тоже были отмерены. А 1 октября 1993 года в постсоветской России перестала действовать прописка – разрешительный порядок привязки граждан к месту жительства (родимые пятна этой системы оставим в скобках). По мне, так ассоциативная связь налицо.
Еще одна пара перекликающихся событий. 30 сентября 2005 года в одной из датских газет появились карикатуры на пророка Мухаммеда, и начался так называемый карикатурный скандал, столкновение свободы духа, укорененной на Западе, с исламской зоной сакральности. А 30 сентября 1971 года в американском городке Орландо (Флорида) открылся крупнейший в мире центр развлечений – Диснейуорлд.
Развлекательный парк, да и вообще сегодняшняя урбанистическая культура, – это не в последнюю очередь неоновые огни. Посему надо вспомнить родившегося 2 октября 1852 года английского химика Уильяма Рамзая (ум. 1916), первооткрывателя неона и других инертных газов. И еще одна дата, причем круглая, имеет место в этот уик-энд: 150 лет назад, 30 сентября 1861 года, родился американский промышленник Уильям Ригли (ум. 1932) – первый производитель жевательной резинки в ее современном виде. В соседнюю область действительности – мир моды – внес свой вклад британский фельдмаршал Фицрой Джеймс Генри Сомерсет, первый барон Раглан, а в старой русской транскрипции Реглан. Он родился 30 сентября 1788 года. На Крымской войне он, чтобы английские военные меньше мокли, придумал для них реглан – одежду, где рукав и плечо образуют одно целое. Но судьба не миновала самого барона: на этой войне он умер от холеры в 1855-м.
Талантливые люди нередко оставляют свой след на многих поприщах. 1 октября исполняется 220 лет со дня рождения Сергея Аксакова (1791–1859), чей случай в этом отношении один из самых ярких. Поэт, прозаик, переводчик, филолог, литературный и театральный критик. И – причудливое сочетание – цензор: такой род государственной службы. Цензурой тогда нередко занимались люди просвещенные, с глубоким пониманием словесности. Но дозволительный принцип, лежащий в основе данного института (привет вышеупомянутой прописке), всегда идет во вред тому, кто в нем исполняет свои обязанности. Аксакову-цензору его литературная добросовестность приносила неприятности, и в конце концов он ушел в отставку. Другие его опыты государственной службы удачей тоже не назовешь.
Иное дело – Аксаков как частное лицо. Центр тяжести его творческого наследия приходится на сочинения, приватные по направленности своей, по авторскому углу зрения. А именно – мемуары и очерки. «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» входят в золотой фонд русской автобиографической прозы. И «Записки об уженье рыбы» вспоминаются при имени Аксакова, пожалуй, первыми. Что они такое? Плод личного увлечения, способа проводить досуг. Автору интересно – значит, по волшебным законам коммуникации, его интерес может заразить читателя. Талант есть способность превратить свое частное в общее.
И никаких, заметьте, идеологем с мифологемами. Славянофильство Сергея Аксакова (в отличие от его сына Константина) как-то уходит в тень.
Аксаковский случай наводит на мысль о соотношении профессии и того, что теперь принято называть хобби. Критерием различения здесь вовсе не обязательно является то, за что платят деньги, а за что нет, – во всяком случае, у людей творческого труда. В конце концов, лучшая работа на свете – хорошо оплачиваемое хобби, и иногда такое бывает.
2 октября исполняется 60 лет режиссеру и актеру Михаилу Мокееву. По образованию и первому роду работы он (уже можно сказать – был) физик-ядерщик. Сотрудник Института высоких энергий (в Протвине), он некогда создал там любительский театр. А незадолго до первых веяний свободы, в московском театре-студии «Человек» он поставил драму опального тогда польского писателя Славомира Мрожека «Эмигранты», немыслимое на советской сцене натуралистско-абсурдистское сочинение. Сам Мрожек сказал, что это лучшая интерпретация его пьесы. Потом у Мокеева были многие работы в театре и кино, он ездит по свету, ставит и преподает. Но решающий шаг – хотя бы раз заявить о себе профессионально поставленным голосом. Потом этот праздник пройдет. Надо будет тянуть лямку и продолжать.