0
938
Газета День в Истории Интернет-версия

31.08.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 31 августа

Тэги: история, наука, педагогика


история, наука, педагогика Мария Монтессори создала свою педагогическую систему. Дискуссионную, но весьма значимую.
Фото из Библиотеки Конгресса США

В переменчивом мире мы живем. Как говорится, лови момент. Не только потому, что в нем есть радость, но и потому еще, что все уже будет иначе.

60 лет назад, 31 августа 1951 года, в западногерманском городе Дюссельдорфе поступила в продажу первая долгоиграющая грампластинка. Приснопамятные 33 1/3 оборота в минуту. И где они теперь? В музеях и у коллекционеров. Надо осваивать совсем другие носители.

«Учись, студент!» – эта реплика из старой кинокомедии приобретает живую актуальность. Первое сентября, правда, не сегодня, а завтра. Но слово «школа» имеет разные значения. В том числе и такое: направление, течение в науке и искусстве, предполагающее определенную близость взглядов и опыта. И выучку, конечно.

Ровно 200 лет назад, 31 августа 1811 года, родился французский поэт, прозаик и критик Теофиль Готье (ум. 1872), одна из ключевых фигур парнасской школы – очень заметной во второй половине XIX века литературной общности. В программном своем стихотворении «Искусство» он провозгласил: «Всё прах. – Одно, ликуя,/ Искусство не умрет./ Статуя/ Переживет народ» (перевод Николая Гумилева). А сборник, куда оно вошло, назывался «Эмали и камеи». Стихи – как изделия ювелира, достигшего вершин в своем мастерстве.

Готье, Леконта де Лиля и других парнасцев, вопреки сложившейся традиции, не интересовали ни природа, ни эмоции самого поэта. Только то, что уже пропущено через призму культуры, стало ее фактом. А такая эстетика просто так не дается. Она требует особой обученности, изысканности, воспитанности зрения и слуха.

Способность человека к видению – в самом прямом, физическом смысле этого слова – стала предметом исследования у немецкого ученого Германа Гельмгольца, родившегося 31 августа 1821 года (ум. 1894). Он был и физик, и математик, и физиолог, и психолог, причем методы двух первых наук вводил в две последние. Изобрел офтальмоскоп – прибор, который позволил ему первым в мире увидеть сетчатку живого глаза. Построил модель уха. Наконец (здесь нужна оговорка: о работах по физике и математике здесь речь не идет), Гельмгольцу – а также Томасу Юнгу – принадлежит авторство теории цветоощущения. О трех типах элементов в глазу, которые способны воспринимать красный, зеленый и синий цвета соответственно. Эта теория в общих чертах подтвердилась в XX столетии.

Как известно, у многих людей имеются проблемы со зрением и слухом в силу тех или иных причин. Это явление изучала – первоначально у умственно отсталых детей – Мария Монтессори, итальянский педагог. Она родилась 31 августа 1870 года (ум. 1952), была первой в Италии женщиной-врачом, но метод развития органов чувств, ею предложенный, стал лишь первым шагом на пути к новой педагогической системе – школе Монтессори.

Всегдашний принцип обучения детей состоял в том, что сначала они должны научиться читать, а потом уже – писать. Монтессори поменяла этот порядок действий на обратный. И это было одной из частностей выбранного ею метода. Метода, который можно кратко определить как приоритет вопроса перед ответом. То есть преподавать ребенку готовые правильные решения тех или иных задач – не следует. Надо воспитывать в них самостоятельность, способность самим находить ответы на вопросы. В 1907 году Монтессори открыла в Риме первый Дом ребенка, в основу коего было положено обращение ребенка к взрослому: «Помоги мне это сделать самому».

Из муссолиниевской Италии Мария Монтессори вынуждена была эмигрировать. Скиталась по свету, окончила свои дни в Нидерландах. Распространился во многих странах и ее педагогический метод, оставшийся, впрочем, дискуссионным. В таких материях, как педагогика, окончательных и всеобъемлющих истин не существует. Соответственно нет и универсальных методов, позволяющих найти решение всегда и для каждого случая. Но вот что существенно. В своих книгах Монтессори акцентировала внимание на том, что сознание у ребенка особое – впитывающее. Он не умеет перерабатывать информацию, как взрослый, но поглощает ее и строит свою картину мира.

Здесь – соседство с исследованиями современника Монтессори, американского психолога Эдварда Ли Торндайка, родившегося 31 августа 1874 года (ум. 1949). Начал он с того, что поставил опыты с цыплятами (в лабиринте) и с котятами (в так называемом проблемном ящике) – опыты по научению. Результаты обобщил в своих книгах, название одной из которых переводится на русский как «Ум животных» или «Интеллект животных». Это не метафора. У животных, способных к высшей нервной деятельности, интеллект действительно существует. Сталкиваясь с задачами, они находят их решения.

И вот что существенно. Количество действий, не приводящих к свободе, постепенно уменьшается. Интересно сравнить с тем, что мы видим у людей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1100
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1080
Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Иван Родин

Глава Республики Саха сообщил, что демократию приходится модифицировать из-за войны Запада против России

0
1043
Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Ольга Соловьева

Путешествовать в зимние праздники планирует менее 3 миллионов россиян

0
988

Другие новости