0
917
Газета День в Истории Интернет-версия

31.08.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 31 августа

Тэги: история, наука, педагогика


история, наука, педагогика Мария Монтессори создала свою педагогическую систему. Дискуссионную, но весьма значимую.
Фото из Библиотеки Конгресса США

В переменчивом мире мы живем. Как говорится, лови момент. Не только потому, что в нем есть радость, но и потому еще, что все уже будет иначе.

60 лет назад, 31 августа 1951 года, в западногерманском городе Дюссельдорфе поступила в продажу первая долгоиграющая грампластинка. Приснопамятные 33 1/3 оборота в минуту. И где они теперь? В музеях и у коллекционеров. Надо осваивать совсем другие носители.

«Учись, студент!» – эта реплика из старой кинокомедии приобретает живую актуальность. Первое сентября, правда, не сегодня, а завтра. Но слово «школа» имеет разные значения. В том числе и такое: направление, течение в науке и искусстве, предполагающее определенную близость взглядов и опыта. И выучку, конечно.

Ровно 200 лет назад, 31 августа 1811 года, родился французский поэт, прозаик и критик Теофиль Готье (ум. 1872), одна из ключевых фигур парнасской школы – очень заметной во второй половине XIX века литературной общности. В программном своем стихотворении «Искусство» он провозгласил: «Всё прах. – Одно, ликуя,/ Искусство не умрет./ Статуя/ Переживет народ» (перевод Николая Гумилева). А сборник, куда оно вошло, назывался «Эмали и камеи». Стихи – как изделия ювелира, достигшего вершин в своем мастерстве.

Готье, Леконта де Лиля и других парнасцев, вопреки сложившейся традиции, не интересовали ни природа, ни эмоции самого поэта. Только то, что уже пропущено через призму культуры, стало ее фактом. А такая эстетика просто так не дается. Она требует особой обученности, изысканности, воспитанности зрения и слуха.

Способность человека к видению – в самом прямом, физическом смысле этого слова – стала предметом исследования у немецкого ученого Германа Гельмгольца, родившегося 31 августа 1821 года (ум. 1894). Он был и физик, и математик, и физиолог, и психолог, причем методы двух первых наук вводил в две последние. Изобрел офтальмоскоп – прибор, который позволил ему первым в мире увидеть сетчатку живого глаза. Построил модель уха. Наконец (здесь нужна оговорка: о работах по физике и математике здесь речь не идет), Гельмгольцу – а также Томасу Юнгу – принадлежит авторство теории цветоощущения. О трех типах элементов в глазу, которые способны воспринимать красный, зеленый и синий цвета соответственно. Эта теория в общих чертах подтвердилась в XX столетии.

Как известно, у многих людей имеются проблемы со зрением и слухом в силу тех или иных причин. Это явление изучала – первоначально у умственно отсталых детей – Мария Монтессори, итальянский педагог. Она родилась 31 августа 1870 года (ум. 1952), была первой в Италии женщиной-врачом, но метод развития органов чувств, ею предложенный, стал лишь первым шагом на пути к новой педагогической системе – школе Монтессори.

Всегдашний принцип обучения детей состоял в том, что сначала они должны научиться читать, а потом уже – писать. Монтессори поменяла этот порядок действий на обратный. И это было одной из частностей выбранного ею метода. Метода, который можно кратко определить как приоритет вопроса перед ответом. То есть преподавать ребенку готовые правильные решения тех или иных задач – не следует. Надо воспитывать в них самостоятельность, способность самим находить ответы на вопросы. В 1907 году Монтессори открыла в Риме первый Дом ребенка, в основу коего было положено обращение ребенка к взрослому: «Помоги мне это сделать самому».

Из муссолиниевской Италии Мария Монтессори вынуждена была эмигрировать. Скиталась по свету, окончила свои дни в Нидерландах. Распространился во многих странах и ее педагогический метод, оставшийся, впрочем, дискуссионным. В таких материях, как педагогика, окончательных и всеобъемлющих истин не существует. Соответственно нет и универсальных методов, позволяющих найти решение всегда и для каждого случая. Но вот что существенно. В своих книгах Монтессори акцентировала внимание на том, что сознание у ребенка особое – впитывающее. Он не умеет перерабатывать информацию, как взрослый, но поглощает ее и строит свою картину мира.

Здесь – соседство с исследованиями современника Монтессори, американского психолога Эдварда Ли Торндайка, родившегося 31 августа 1874 года (ум. 1949). Начал он с того, что поставил опыты с цыплятами (в лабиринте) и с котятами (в так называемом проблемном ящике) – опыты по научению. Результаты обобщил в своих книгах, название одной из которых переводится на русский как «Ум животных» или «Интеллект животных». Это не метафора. У животных, способных к высшей нервной деятельности, интеллект действительно существует. Сталкиваясь с задачами, они находят их решения.

И вот что существенно. Количество действий, не приводящих к свободе, постепенно уменьшается. Интересно сравнить с тем, что мы видим у людей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1078
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
557
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3101
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2459

Другие новости