0
1015
Газета День в Истории Интернет-версия

04.08.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 4 августа

Тэги: история, музыка


история, музыка Импровизатор по натуре, Луи Армстронг фантазировал свободнее других джазменов.
Из фондов отдела эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса США

Кто скажет «а», тому чаще всего придется потом произнести какое-нибудь «б». А наши деяния порождают цепочку последствий еще более властную, нередко неумолимую. Сам не ведаешь, чему отворяешь ворота. Если бы знать, если бы знать...

4 августа 1914 года Великобритания объявила войну Германии – это был один из решающих моментов в процессе развязывания Первой мировой. (Те, кто ее начал, и предположить не могли, что у этой войны будет порядковый номер.) Сколько людей, принимавших тогда решения, потом кусали локти, – вопрос, обреченный остаться без ответа.

Пути истории не предопределены, они вариативны. В этом свобода, в этом и тревожность нашего бытия. Но многое в человеческой деятельности должно быть просчитано и запланировано заранее. По проектному принципу работают, например, архитекторы и строители – а как же иначе?

Русский архитектор, автор многих зданий в Москве и Петербурге Василий Стасов, родившийся 4 августа 1769 года (ум. 1848), разработал более ста образцовых проектов жилых и хозяйственных построек. Стиль Стасова – строгий, единообразный, упорядоченный во всех частностях формы. Предсказуемый, что ли.

Но и у строителей и инженеров бывают неожиданности. 4 августа 1836 года в Московском Кремле был установлен бронзовый Царь-колокол, отлитый более чем за век до того по чертежам, по всей форме. Но с самого начала существования колокола что-то не заладилось, и он треснул. Так и стоит поврежденный.

Архитектура – застывшая музыка. Так, кажется? Немаленькое, однако, различие. Но справедливости ради надо заметить, что для музыкантов-исполнителей партитура – своего рода аналог архитектурного проекта. Вот только... Есть у них такое явление, как импровизация. Особенно свойственна она джазу. 110 лет назад, 4 августа 1901 года, родился прославленный американский (афроамериканский) джазист Луи Армстронг (ум. 1971). Импровизатор по самой сути.

Проявлялось это у него во всем, не только за игрой. Вплоть до такой биографической детали: в 11 лет он, выйдя на улицу, стал палить из револьвера по случаю наступления Нового года (1913-го). За это бесшабашное поведение был отправлен в исправительный интернат. Там и сделал свои первые шаги как музыкант – в духовом оркестре.

Со временем у Армстронга открывались все новые и новые амплуа. Корнетист, трубач, певец, актер... И неизменно сопутствовал ему эпитет «горячий» (hot). Любители джаза приходили послушать его горячие соло. Сам он собирал на студийные записи лучших исполнителей – «горячую пятерку», «горячую семерку»... Но первую скрипку – такой здесь напрашивается каламбур – играл все-таки сам Армстронг. Искусствоведы находят, что он определил путь развития джаза вообще, сделал его искусством по преимуществу сольным. Потому что фантазировал, импровизировал легче, шире, свободнее, чем другие. Эксцентричнее даже.

В искусстве новейшего времени, у многих творцов этого искусства эксцентрика переходит в норму. Армстронгу удалось к себе приучить, к нему уже привыкли. Бывают случаи потруднее. На три года младше был польский писатель Витольд Гомбрович (ум. 1969), для читательского мейнстрима крепкий орешек. В чем здесь секрет? Наверное, в сплаве жуткого и смешного, составляющем основу поэтики Гомбровича. И еще – в отказе от возвышения автора (и/или подразумеваемого им Создателя) над персонажами, присущего классической литературе. Теперь все находятся в равном положении. Постклассика. Новая картина мира, в котором мы живем. И очень неуютная. Двоящиеся персонажи, измученные комплексами.

По существу, это вызов человечеству. Его уверенному знанию того, чего следует ждать от писателя. Абсурдизм текстов Гомбровича и та угловатость, которую писатель выказывал в общении, проистекают именно отсюда.

Можно сказать, что так искусство на ощупь ищет пути, по которым предстоит идти в постсовременном мире. Хронологические границы постсовременности зыбки, подвижны. В XX веке было множество примеров того, как не только творцам, но и просто людям, оказавшимся лицом к лицу с историей, не оставалось ничего иного, как действовать методом проб и ошибок. Импровизировать опять-таки.

Что, собственно, делал родившийся 4 августа 1912 года шведский дипломат Рауль Валленберг, когда в 1944 году оказался первым секретарем посольства своей страны в оккупированной нацистами Венгрии? Пытался воспрепятствовать Холокосту, спасти евреев от уничтожения. Пробовал то так, то этак. Выдавал евреям документы, согласно которым они – шведские граждане и ждут репатриации. Этого мало? И Валленберг объясняет немецким генералам: поражение Германии уже близко, за выполнение преступных приказов они будут наказаны победителями. Так Валленберг сорвал уничтожение будапештского гетто перед самым приходом советских войск. Советские власти Валленберга арестовали и вывезли. Где и когда он погиб, мы не знаем до сих пор.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1594
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1372
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1244
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
876

Другие новости