0
1730
Газета День в Истории Интернет-версия

15.06.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 15 июня

Тэги: история, литература, бальмонт


история, литература, бальмонт В величественной фигуре поэта современники видели и смешное.
К лекциям К.Д.Бальмонта. Карикатура Натана Альтмана. 1914. «Солнце России», 1915

«Мы едем, едем, едем в далекие края...» Всегдашний мотив, даже лейтмотив, вот только в реальной жизни все не так безоблачно, как в старой детской песенке.

В большом географическом пространстве самое неудобное состоит в том, что оно именно большое, протяженное. Фрэнсис Дрейк, первым из британцев совершая кругосветное плавание, 15 июня 1580 года, уже на обратном пути, обогнул мыс Доброй Надежды – южную оконечность Африки. Наверное, думал что-нибудь вроде «Когда же наконец эта Африка кончится!» Дрейка ждали торжественная встреча и рыцарское звание, особенно приятное потому, что основным занятием его в этой экспедиции был разбой. Между прочим, в староанглийском языке фамилия Дрейк означает «дракон».

Впрочем, преодолимость расстояний не всегда измеряется километрами и милями. Другой англичанин, родившийся 15 июня 1330 года, Эдуард Плантагенет, принц Уэльский (ум. 1376), особенно далеко в своих военных походах не заглядывал. Но уже Испании оказалось достаточно, чтобы во многом свести на нет триумфальные победы, достигнутые принцем во Франции, на Столетней войне, лишить его здоровья и опустошить казну. Мало того, он подавил восстание во французском городе Лимож и приказал истребить 3 тысячи его жителей – мести ради. Прозвище Черный Принц, под которым известен Эдуард, – позднейшее, возникло оно, по-видимому, из-за цвета его доспехов, но зловещесть тут имеет резон.

То ли дело музыканты, перемещающиеся по белу свету не с оружием, а с оркестрами и инструментами для извлечения звуков. 15 июня 1843 года родился норвежский композитор Эдвард Григ, в чьей биографии путешествия – как основа у ткани. Он сын шотландца по происхождению, британского консула в Бергене. Годы учения провел в Лейпциге, а потом, концертируя, объездил всю Европу. Музыку Норвегии именно Григ сделал европейским и мировым явлением. И сегодня музыкальный образ его родины – прежде всего григовский. И совершенно конкретный географически и фольклорно. «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» – одна из самых узнаваемых классических мелодий, она у всех на слуху. Причем вагнеровских мистических вихрей там (как и вообще у Грига) нет ни грана, все как-то умеренно, хочется даже сказать – по-детски. Тролли (горные духи) – это не Вагнер, а Андерсен, с которым, кстати, Григ был близко знаком.

Григ умер в 1907 году, на дворе были уже новые и весьма зловещие времена. С конца XIX столетия сгущалась атмосфера «конца века», и здесь на одном из самых видных мест была литература стран Скандинавии – назову хотя бы Ибсена и Стриндберга. Период формирования национальных культур, освоения этнографической экзотики остался в прошлом. А вот задача культурной интеграции народов встала во весь рост. И в России были люди со «всемирной отзывчивостью», простите за залапанную цитату. Один из них – родившийся 15 июня 1867 года поэт и переводчик Константин Бальмонт (ум. 1942), одна из самых необычных звезд русского символизма. Дания, Норвегия, Швеция были в поле его внимания, но не только они. Бальмонт знал десятки языков, переводил с тридцати. Но это не единственное измерение в его путешествиях по пространству культуры.

Когда Бальмонт пятилетним научился читать, отец подарил ему книжку – «что-то о дикарях-океанийцах». В 17 лет первым литературным потрясением стали «Братья Карамазовы» Достоевского, которые дали ему «больше, чем какая-либо книга в мире». А «из всех стихов в мире» он больше всего любил «Горные вершины» Лермонтова («не Гете, Лермонтова» – подчеркивал поэт). Такими, в первом приближении, были опорные точки в поэтическом мире Бальмонта, где постоянно смешивались Восток и Запад. В Океании он побывал, потом издал целую книгу из переводов магической и жреческой поэзии: африканской, океанийской, американской (индейской). «Горные вершины» – название его книги статей о литературе. Русских классиков он всегда держал в уме и в сердце, скрещивал их и с Байроном, и с Ницше, и много с кем еще.

У «поисковой», «экспериментальной» словесности всегда бросаются в глаза и открыты для критики слабые, уязвимые места. «Мир тому, кто не боится/ Ослепительной мечты,/ Для него восторг таится,/ Для него цветут цветы!» – вот такое кредо у Бальмонта. Поэтизмы какие-то. «Хочу быть дерзким, хочу быть смелым,/ Из сочных гроздьев венки свивать...» – опять то же самое, еще более зацитированное. «Я хочу, чтобы в России была преображающая заря. Только этого хочу. Ничего иного», – признался он в одном из писем. Боже мой, какая тоскливая в этой бессмысленной красивости пошлость. Дурной вкус. И заодно, может быть, ключ к пониманию природы того «хочу», что приведено чуть выше.

Ну да, все очевидно: страсть, романтический пафос вплоть до ницшевского. «Будем как солнце» – программное название книги стихов. И – неровность, неуверенность, призрачность картины мира. Несоразмерность реакций. Вот инвектива 1906 года Николаю II: «Наш царь – Мукден, наш царь – Цусима,/ Наш царь – кровавое пятно...» А этот царь его, по случаю 300-летия Романовых, амнистировал в числе прочих политических эмигрантов и участников революции. Бальмонт вернулся из Парижа. Потом, уехав туда же от большевиков, мог сопоставить два вида зла...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1628
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1014
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
731
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1004

Другие новости