0
1274
Газета День в Истории Интернет-версия

06.06.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 6 июня

Тэги: история, философия, литература


история, философия, литература Исайя Берлин прожил долгую жизнь в XX веке и не понаслышке знал его цену.
Фото Reuters

Мир тесен. В пространстве, во времени, во всех возможных иных – воображаемых – измерениях. Протянешь руку – и вот они, самые неожиданные соседи.

Ровно 350 лет прошло с того дня 6 июня 1761 года, когда Михаил Ломоносов, наблюдая прохождение Венеры по диску Солнца, обнаружил, что у нее есть атмосфера. Потом выяснилось, что это немыслимо горячая и плотная газовая оболочка. Но полеты космических аппаратов к Венере – привычное дело. Ближайшая к нам планета, как-никак.

А за два с лишним века до ломоносовского открытия, 6 июня 1436 года, появился на свет немецкий ученый Йоганн Мюллер, известный под именем Региомонтан (ум. 1476). Занимался он математикой, астрономией и одновременно с ней, как это тогда было принято, астрологией. Псевдоним же – калька, перевод на латынь названия его родного города Кёнигсберга, что в Баварии (не путать с восточнопрусским). Потомкам Региомонтан оставил таблицы координат небесных тел под красивым заглавием «Эфемериды» и готовил календарную реформу. Самый обширный вклад в науку – тригонометрия как самостоятельная математическая дисциплина; до Региомонтана ее не было. В Нюрнберге он устроил прямо в своем доме научную типографию и одну из первых обсерваторий. Потом этот дом приобрел художник Альбрехт Дюрер, и сейчас там дом-музей последнего. Совпадения, встречи...

От места жительства одного художника перейдем к дате рождения другого. 6 июня 1599 года родился испанский живописец Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (ум. 1660), который, кажется, не нуждается в особых рекомендациях. Все на свете кто-то должен сделать и утвердить в правах первым. Психологический портрет с проникновением в существо личности, восприятие повседневного как прекрасного... Фактически – слом канонов парадного портрета, решимость не затушевывать неблагообразную внешность. Надо отдать должное портретируемым высоким особам (они же заказчики): их это не смущало, им нравилось. Хотя от их похвал нередко делается неуютно. Король Филипп IV, увидев свой портрет, назначил Веласкеса придворным художником и, как некогда Александр Македонский Апеллесу, заявил: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Монополия, порожденная тиранством и сходная с ним.

Младший современник Веласкеса – французский драматург Пьер Корнель, родившийся 6 июня 1606 года (ум. 1684). Прославился он прежде всего классицистской пьесой «Сид», из великосветско-придворной жизни, как сказали бы в позднейшие времена. Но слава у потомков – одно, а среди соседей – другое. Неординарный случай: пьеса вызвала бурную дискуссию, так называемый «спор о «Сиде». Оказалось, что Корнель недостаточно четко следовал принципу трех единств – времени, места и действия. Но угрожающе звучали не столько эти укоры, сколько стоявшее за ними политическое обвинение. «Музыка в Китае – государственное дело», как определил потом персонаж Толстого.

Нет, никуда не деться от вечной темы свободы. И от неизбежной ее конкретизации, от уточнения – о какой свободе речь? Поможет здесь человек уже из XX столетия, английский философ и историк Исайя Берлин (ум. 1997). И здесь существенны будут некоторые биографические подробности. Он родился 6 июня 1909 года в Риге, в тогдашней Российской империи, в семье еврея-лесоторговца. Затем рос в Петербурге, а дальше понятно: революция, эмиграция. В страну происхождения Берлин вернулся в 1945 году, вторым секретарем британского посольства. И, как полагали в советских компетентных органах, злоупотребил служебным положением – общался с Борисом Пастернаком, с Анной Ахматовой, которая посвятила ему ряд стихотворений и «Поэму без героя».

Большую часть жизни Исайя Берлин был не дипломатом, а оксфордским профессором. Но кто так или иначе соприкасается с Россией, тему свободы не минует никак. В 1958 году Берлин выступил с эссе «Две концепции свободы», вошедшим в гуманитарную классику. Там он ввел различение между двумя формами свободы: негативной и позитивной. Негативная – попросту говоря, свобода от чего-то, от внешних уз и запретов. Позитивная – свобода для чего-то, то есть право и способность действовать в соответствии со своими мыслями и чувствами. Как будто и то, и другое есть безусловное благо. Но только на первый взгляд.

Берлин показал, что позитивная свобода несет серьезную опасность – подчинение надличностным целям и ценностям. А вот негативная такого риска не содержит. И в этом, если вдуматься, нет ничего неожиданного. Свобода для чего-то – перестает быть самоценностью, становится средством. Берлин понимал, как это делается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1718
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
1406
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
1402
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1674

Другие новости