0
1748
Газета День в Истории Интернет-версия

26.04.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 26 апреля

Тэги: история, философия, чернобыль


история, философия, чернобыль В Эдинбурге поставили памятник Дэвиду Юму, «Ньютону моральной философии».
Фото Дэвида М.Дженсена

Как славно было бы: сделать камертоном очередного календаря Международный день интеллектуальной собственности сам по себе. И поговорить о тех плодах разума, которые являются предметом этой собственности. Но вот незадача: отмечается эта дата, установленная ООН, с 2001 года, а значит, с самого начала подсвечена зловещими сполохами от события, о котором в сегодняшней «НГ» говорится много и подробно. 26 апреля 1986 года, четверть века назад, произошла ядерная катастрофа в Чернобыле. А предмет интеллектуальной собственности – знание, информация. Хочешь не хочешь – у информации сегодня чернобыльский контекст.

В некотором роде вся наша Вселенная – Чернобыль. Когда-то рвануло («Большой взрыв», начальная точка в отсчете ее возраста), но с тех пор все успело остыть. Остался ровный, исходящий отовсюду фон реликтового радиоизлучения, никому уже не угрожающего. Его и обнаружили в 1965 году американские астрофизики – Арно Аллан Пензиас, который родился 26 апреля 1933 года, и Роберт Вильсон. Одно из важнейших открытий в истории науки XX века.

Но вернемся к знанию о вещах более приземленных. Хотя бы о том же Чернобыле – самом настоящем, не метафорическом. С самых первых часов и дней после взрыва там отсутствовала – в том числе у непосредственных участников работ на АЭС – достоверная полная картина произошедшего. Отсюда – неадекватная постановка задач, неэффективность усилий. Из нынешних предъюбилейных публикаций это следует со всей определенностью. Сработал универсальный закон закрытого общества: подмена реальности удобным представлением о ней.

Надо сказать, привычка эта у человечества стародавняя, еще с тех пор, когда информационная закрытость считалась нормой. И здесь вспоминается история из медицины. Русский хирург Николай Пирогов нашел у себя незаживающую язву на слизистой оболочке верхней челюсти и заподозрил рак. Знаменитый немецкий хирург, к которому Пирогов отправился, отверг этот диагноз и настоял на терапевтическом лечении болезни, которое Пирогова не спасло. Этим хирургом был родившийся 26 апреля 1829 года Теодор Бильрот (ум. 1894).

О том, был ли он прав в случае с Пироговым, медики спорят до сих пор. Есть версия, что он с самого начала понял: это рак, и рак неоперабельный. Хирургическое вмешательство не помогло бы больному, а вот надежда на выздоровление – может быть, облегчила бы оставшиеся ему дни. Так это или не так, судить не мне. Но все-таки, думается, пропускать информацию через позитивные фильтры – неплодотворно. И в медицине, и в технике, и во всей общественной жизни. Если же говорить о Бильроте, то я напомню, что заслуги его – не только в том, что он разработал и освоил методику многих хирургических операций. Он, во-первых, ввел в практику множество гигиенических мер, в том числе ношение ежедневно сменяемых белых халатов. До этого считалось, что грязный китель – неоспоримое свидетельство опытности хирурга. (Вот что такое значимость культурного контекста, которым определяется восприятие!) А во-вторых, именно Бильрот придумал и наладил постоянную и полную медицинскую отчетность. Со своевременной фиксацией всех сведений о состоянии больного, благоприятных или нет.

И здесь пора обратиться к материям философским. Триста лет назад родился великий британский (точнее, шотландский) мыслитель Дэвид Юм (1711–1776). По воззрениям своим он был сторонник эмпиризма и агностицизма. Первый «изм» предполагает опору на опыт, на чувственное познание, то есть на достоверность, – в противовес ненадежности теорий и отвлеченных понятий. Второй означает в числе прочего неполноту и искаженность всяких субъективных представлений. Риторический вопрос: что делать? Один из главных трудов Юма озаглавлен очень значимо: «Трактат о человеческой природе, или Попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам». Вот за такие подходы Юма и назвали «Ньютоном моральной философии».

М-да. Был в моей редакторской практике случай в 1990 году. Театральный критик, превращаясь в журналиста и скандального телеведущего, брал интервью у разного рода ньюсмейкеров. В их число попал и директор Чернобыльской АЭС. Так вот, в тексте интервью миллирентгены были записаны неправильно и через черту дроби – получились миллилитры на рентген. Воистину, авторского копирайта достойно. Вот вам и владение информацией, и умение с нею обращаться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
896
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1559
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1394
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2616

Другие новости