Второй царь Рима Нума Помпилий на древней монете – одно из доказательств того, что он действительно был.
Знатность, благородство, хорошее воспитание... Через века и тысячелетия проходит этот мотив. Что первично, что вторично – так сразу и не скажешь. Принадлежность индивидуума к правящей элите, его право на власть обосновывали происхождением и дарованным как бы от рождения набором добродетелей. Кто смел, тот и съел. Но действует и обратный принцип: съел – значит, смел. Победитель считается достойным того, что завоевал в прямом и переносном смысле.
Нерядовая сегодня в календаре веха: считается, что 21 апреля 753 года до н.э. был основан Рим. Приблизительность датировки понятна, даже тривиальна. Ну а общеизвестные обстоятельства, при которых это событие произошло, вообще относятся к разряду мифов. Имя Риму дал его первый царь Ромул, который в тот день провел плугом борозду вокруг Палатинского холма. У него, напомню, случилась на эту тему – где быть городу – ссора с братом, вскормленным тою же волчицей, и Ромул убил Рема, что Каин Авеля. Раскаялся, естественно.
И вот, гласит миф, в тот самый день первой борозды, 21 апреля 753 года до н.э., родился римский царь номер два – Нума Помпилий (ум. 673 до н.э.). После смерти Ромула Вечный город остро нуждался в вертикали власти. Каждый из ста патрициев сената правил одни сутки и передавал вахту следующему дежурному – ну на что это похоже? В конце концов им это надоело и они избрали на царство Нуму Помпилия, знатного римлянина из племени сабинян. Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях», сопоставляя спартанского правителя Ликурга с Нумой, находил, что «нельзя... не видеть несомненной воли свыше в том, что он, иноземец, призванный на престол, мог все переменить одною силой убеждения; что он умел управлять государством, не прибегая ни к оружию, ни к насилию, как Ликург, который восстановил против народа аристократию, но что ему удалось соединить между собою всех граждан в одно целое единственно своим умом и справедливостью». Нума Помпилий, надо сказать, ввел в Риме порядки основополагающие.
Он, например, провел подсчет всех земель, принадлежавших Риму, учредил религиозные культы и ремесленные цехи. Принял календарь года из 12 месяцев, в основе своей тот самый, которым мы пользуемся поныне. Отменил человеческие жертвоприношения. И ни разу не воевал.
Но мир и спокойствие были лишь преходящим эпизодом. 21 апреля 1519 года на побережье будущей Мексики высадился испанский конкистадор Эрнан Кортес, глава вооруженной экспедиции. Цель высадки была сформулирована недвусмысленно: покорить государство ацтеков, присоединить его к владениям испанской короны. Вел он себя как вершитель справедливости, которую понимал довольно своеобразно. Король Карл V относился к нему свысока. «Кто вы такой?» – спросил он Кортеса, когда тот пытался к нему прорваться и повис на подножке королевской кареты. «Я – человек, который подарил Вашему Величеству больше стран, чем Ваши предки оставили вам городов», – ответил Кортес.
Ровно через 100 лет после высадки Кортеса, 21 апреля 1619 года, родился голландский мореход и исследователь Ян ван Рибек (ум. 1677), плававший в другие далекие от Европы земли – Южную Африку и Индонезию. Кортес был губернатором заокеанской страны, именовавшейся Новой Испанией; ван Рибек служил администратором колониальных владений, которые сейчас входят в состав Индонезии. Он же был одним из тех голландских поселенцев, которые прибыли на южную оконечность Африки и стали там новым народом – африканерами, или бурами. Город Кейптаун тоже основал ван Рибек. Вот только к чему все это вело? Впереди был конфликт с английскими поселенцами, затяжной конфликт с Великобританией, переросший в 1899 году в знаменитую англо-бурскую войну. Так сложилось, что в нашем восприятии буры – доблестные защитники свободы. Но британские миссионеры стремились повысить статус небелых жителей, а буры принимали это в штыки. И компенсацию, которую бурам-рабовладельцам платил Лондон, отменивший рабство, сочли недостаточной...
Прогресс и цивилизацию, с их оборотной стороной, несли в далекие страны путешественники. А в пределах родного отечества носителями просвещения и гуманных понятий о мире нередко бывали странники. Как, например, родившийся 21 апреля 1488 года немецкий писатель Ульрих фон Гуттен (ум. 1523). Для его характеристики есть очень важное, ключевое слово: рыцарь. Ульрих фон Гуттен происходил из рыцарского рода – правда, довольно захудалого. Ему была уготована монашеская судьба, он получил образование в школе бенедиктинского монастыря. Но, наверное, потому, что учили там хорошо и основательно, молодого фон Гуттена эти знания сделали человеком неверующим, антиклерикалом. Его социальный статус после окончания школы – странствующий ученый.
Самое известное деяние фон Гуттена – участие в написании анонимной книги группы авторов «Письма темных людей» (1515–1517). «Темные» означало первоначально «неведомые», «незнатные». Но книга эта представляла собой сборник пародийных текстов, сборник сатирический, высмеивающий невежественных богословов и монахов. Причем произошел казус, который для людей этого сорта оказался разоблачительным: они приняли содержимое сборника за написанное всерьез своими единомышленниками.
Как будто перед нами образ гуманиста на все времена. Но не так-то все однозначно. Один из князей Священной Римской империи, герцог Вюртембергский, убил двоюродного брата Ульриха фон Гуттена. Только после этого он стал выступать в печати с критикой власти. После выхода «Писем темных людей» фон Гуттен стал сподвижником Мартина Лютера, лидера Реформации, который далеко не был безупречно светлой фигурой. А сам фон Гуттен ранее к нему относился сдержанно, видя в протесте Лютера против продажи индульгенций «грызню монахов».
И еще. Фон Гуттен обличал князей и герцогов под лозунгом единого централизованного немецкого государства. Что как будто прогресс. Но весьма рискованный и, как показал исторический опыт, не свободный от мракобесия, которое фон Гуттен мог усмотреть где угодно, но только не здесь.