Макет паровоза в руках – как та синица. Памятник Францу Герстнеру на Витебском вокзале в Санкт-Петербурге.
Фото с сайта ru.wikipedia.org
В мировой истории количество – субстанция, которая не дает о себе забыть (и при этом то и дело норовит перейти в качество). Особенно если речь идет о ресурсах. Стремление к их наращиванию можно уподобить инстинкту. Инстинкты, однако, подлежат проверке разумом.
Империи, укрепляя свое могущество, подгребают под себя все новые и новые территории вкупе со всем, что там есть, и выгодами географического положения. Так, Екатерина II 19 апреля 1783 года подписала манифест о присоединении Крыма и Таманского полуострова к России.
Это прибавление (сложение) и приумножение (или просто умножение). Но даже в арифметике есть еще вычитание и деление, не так ли? И у каждого действия свой резон. Все зависит от выбора точки зрения.
Ровно за восемь лет до этого, 19 апреля 1775 года, произошли первые сражения войны североамериканских колонистов за независимость – в Массачусетсе, близ городов Конкорд и Лексингтон. Британское господство почему-то этих жителей Нового Света не устраивало. А много лет спустя, 19 апреля 1941 года, Сенат США принял резолюцию в поддержку идеи создания Израиля – еврейского государства в Палестине, которая тогда была британской подмандатной территорией. Еще через шесть лет, 19 апреля 1947-го, сторонники независимости Индии согласились разделить страну на собственно Индию и Пакистан.
Вернемся, впрочем, в XIX век. 19 апреля 1839 года в Лондоне европейские державы подписали договор о признании независимости Бельгии. Независимой эта маленькая страна стала в 1830 году, выйдя из состава и без того небольших Нидерландов. Новое государство оказалось вполне состоятельным во всех смыслах слова. Там, например, была проложена первая в материковой Европе железная дорога.
Кстати, о птичках. 19 апреля 1796 года родился чешский и австрийский инженер Франц Антон (вернее, Франтишек Йозеф) Герстнер (ум. 1840), построивший первые железные дороги в Чехии, Австрии и – внимание – в России. Рельсовые пути всюду, где они появлялись, означали рост связности, упорядоченности территории как целого. И Герстнер, посетив Россию по делам горных заводов, в начале 1835 года по своей инициативе подал императору Николаю I записку, в которой утверждал: «Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения».
Планы у Герстнера были грандиозные: железными дорогами он предложил соединить сначала Санкт-Петербург и Москву, затем Москву с Казанью и Нижним Новгородом, а потом прокладывать путь к Одессе. Но в России, при общем одобрении этих идей, их, что называется, запороли – по мотивам финансовым, в том числе с подозрением относясь к деловому интересу самого Герстнера. Осуществление его предложений надолго затянулось. Он застал лишь открытие в 1837 году коротенькой, можно сказать – придворной, ветки из Петербурга в Царское Село. Сейчас на Витебском вокзале в Северной столице стоит памятник Герстнеру с макетом паровоза в руках. Паровоз этот словно та синица, что вместо журавля в небе.
Российская государственность помешала российской экономике. Но ведь экономическое развитие описывается количественными параметрами, и прежде всего на языке денег, этого всеобщего эквивалента. Английский экономист Давид Рикардо, родившийся 19 апреля 1772 года (ум. 1823), как раз и был первым, кто дал четко сформулированную количественную теорию денег. Причем для него это не было теоретической абстракцией: с юных лет он занимался биржевыми операциями и стал в конце концов крупным финансистом.
Отправной точкой для собственных научных исследований стала для Рикардо книга Адама Смита «Богатство народов». Смит, как известно, доказал, что стоимость товаров определяется затратами труда на их производство. Рикардо сделал следующий шаг, он объяснил, каким образом эта стоимость распределяется между классами общества. И как ученый, и в качестве депутата британского парламента Рикардо поддерживал идеи минимального государственного вмешательства в экономику и свободы торговли. Потом Маркс назвал его «наиболее классическим выразителем интересов буржуазии и наиболее стоическим противником пролетариата». Характеристика эта, конечно, уже не научная, а идеологическая.
Но тема этого выпуска календаря – количество в разных его ипостасях. И сегодня исполняется 110 лет со дня рождения немецкого физика и психолога Густава Теодора Фехнера (1801–1887), который изучал и измерял в точных единицах человеческие восприятия, прежде всего зрительные и слуховые. Совместно с Эрнстом Генрихом Вебером он серией экспериментов вывел психофизический закон: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. То есть количество лампочек в люстре должно увеличиваться в геометрической прогрессии, чтобы интенсивность света возрастала, по нашему ощущению, в арифметической.
Это был лишь один, локальный аспект воззрений Фехнера. Он считал, что события в материальном мире суть частные проявления единой духовной субстанции. Эстетическое восприятие он тоже пытался измерять. Но, как бы ни были рискованны его идеи, закон Вебера–Фехнера студенты учат до сих пор.