У Валерия Гаркалина выработанный вкус и широчайший актерский диапазон – от комедии до трагедии.
Фото PhotoXPress.ru
В безвыходное положение попасть проще простого. И безвыходным оно может быть с какой угодно степенью буквальности этого определения.
В Европе XI века развернулось противостояние между Ватиканом и Священной Римской империей – так называемая борьба за инвеституру, то есть за право возводить в сан епископов. Тогдашний польский князь Болеслав встал на сторону Папы, отказался платить дань императору и провозгласил Польшу независимым государством, а себя – королем. Но однажды он изнасиловал одну дворянку и осужден был за это одним-единственным священнослужителем – Станиславом Щепановским, епископом Кракова. И 11 апреля 1079 года король его убил. Щепановский признан святым мучеником, покровителем Польши.
Кстати, полный титул того короля (впоследствии свергнутого знатью и народом) – Болеслав II Смелый. Привет Евгению Шварцу с его бессмертным пояснением к монаршим прозвищам: «За свои подвиги».
Один светский правитель собственноручно умертвил беззащитного епископа, другой совершил нечто подобное, но на более высоком уровне иерархии. Ровно 900 лет назад, 11 апреля 1111 года, глава Священной Римской империи Генрих V на волне борьбы за инвеституру арестовал – по сути дела, похитил – самого Папу Римского, Пасхалия II. Около двух месяцев Папа и его кардиналы находились в заточении и вынуждены были согласиться на такое решение вопроса об инвеституре, которого добивался император. А что еще пленникам оставалось делать?
И монархи тоже иногда попадают в такое положение. Так произошло с французским королем Франциском I, который в 1525 году был разгромлен Габсбургами в битве при Павии и попал в плен. И в Мадрид, где Франциска содержали, отправилась добиваться его освобождения сестра – принцесса Маргарита Наваррская (она же Ангулемская и де Валуа), родившаяся 11 апреля 1492 года (ум. 1549). Для нее это была разовая гуманитарная акция. А постоянное, в течение многих лет занятие Маргариты ассоциируется с однокоренными определениями: ее двор был салоном литераторов и других гуманистов (в исходном смысле слова), прообразом светских салонов из последующих веков. И сама Маргарита вошла в историю как писательница, автор многих пьес, поэтических сочинений и книги новелл о любви – «Гептамерон», в традиции «Декамерона» Боккаччо.
Но вернемся к архетипической ситуации, которую можно для краткости назвать «человек в ловушке». Вспоминается пьеса польского драматурга Славомира Мрожека «Стриптиз»: там в непонятное помещение на сцене в одну дверь вбегает мужчина, далее обозначаемый номером 1, а потом в другую – мужчина под номером 2. Вскоре, разумеется, двери оказываются заперты, а пленникам, открыв одну из них, время от времени подает немые команды огромная Рука...
Впервые эту пьесу у нас поставили в московском театре-студии «Человек» Людмилы Рошкован в 1990 году. И роль мужчины номер 2 исполнил замечательный актер Валерий Гаркалин. Он родился 11 апреля 1954 года.
Так получилось, что Гаркалина у нас знают главным образом по кинематографическим его работам, прежде всего в комедии «Ширли-мырли». Но центр тяжести творчества Гаркалина – именно в театре. Причем у него совершенно неповторимый, гаркалинский сценический почерк или акцент – называйте как хотите. Достаточно просто перечислить, где, в каких спектаклях он играл. Это и русская классика с печатью условности вплоть до гротеска («Ревизор»). Это и «Гамлет», который поддается любой интерпретации, даже самой парадоксальной. Это и новейшая западная драматургия: «Контракт» и «Банан» того же Мрожека, и «Трехгрошовая опера» Бертольта Брехта, и пьеса американского драматурга Артура Копита с лаконичным названием «Папа, папа, бедный папа, Ты не вылезешь из шкапа, Ты повешен нашей мамой Между платьем и пижамой».
Такое накопление, такая концентрация нешаблонного не могут быть случайны. Это проявление выработанного вкуса и направленной индивидуальности. И как лейтмотив для Гаркалина – причудливое переплетение комического и трагического. Ему под силу все: полный диапазон.
Кстати, о «Гамлете», упомянутом выше. 11 апреля 1967 года в Лондоне в Национальном театре сыграли первую пьесу Тома Стоппарда, тогда молодого драматурга, а ныне всемирно известного. Пьеса называлась «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» – это, как нетрудно догадаться, вариация на темы шекспировской трагедии. (На русский язык эту пьесу перевел потом Иосиф Бродский.) Кто такие там эти шекспировские придворные, люди-функции, которые и по отдельности-то не существуют? Центральные персонажи, которые заняты игрой в орлянку. Символ вероятностной вселенной, в которой человек бессилен. В сущности, они опять-таки в ловушке, и помочь им вряд ли возможно. «Единственный вход – рождение, единственный выход – смерть, – замечает о жизни Гильденстерн. – Какие тебе еще ориентиры?» Они плывут в Англию. «На корабле человек свободен. Временно. Относительно». Вот такая вечная тема.