По количеству обращенных в христианство Франциск Ксаверий может сравниться с апостолом Павлом.
С сайта ru.wikipedia.org
Иногда до боли ясно видится такая вот картинка. Идет куда-то гомо сапиенс, надрываясь от тяжести ноши и при этом в гордом сознании своей миссии. «Что ты несешь, кому?» – спрашивают его. «Истину, которую я обрел. Всем жаждущим и страждущим», – отвечает он.
Но сколько на свете истин и как одна сочетается с другими? И на самом ли деле данный индивидуум озабочен отысканием истины или главное для него то, что она своя, а другие неприемлемы потому, что они чужие?
Вот очень характерный случай. 7 апреля 1524 года итальянский мореплаватель Джованни да Верраццано, первым из европейцев проплыв мимо восточного берега Северной Америки, открыл нынешнюю Нью-Йоркскую бухту. Но он состоял на французской службе и все новооткрытые земли объявил собственностью Франции. Поэтому в США долгое время его заслуги замалчивались. Лишь в последние десятилетия в штате Нью-Йорк 7 апреля стали отмечать день Верраццано и его имя присвоили одному из новых нью-йоркских мостов.
Но вернемся в Старый Свет. 7 апреля 1348 года император Священной Римской империи Карл IV основал в Праге один из старейших университетов Европы, ныне Карлов. Преподавали в нем на немецком языке, студенты были в основном из немецкой общины Чехии. И с 80-х годов XIX столетия, уже в Австро-Венгрии, начался конфликт между политикой германизации и пробуждающимся самосознанием чехов. Университет разделился на два потока: чешский и немецкий.
У каждой стороны в этом противостоянии были свой интерес и своя логика. Как во множестве подобных ситуаций, которых всегда было в избытке. Один из типичнейших примеров – явление миссионерства, когда сторонники какой-либо веры (или учения) стремятся обратить в нее других. Родившийся 7 апреля 1506 года Франциск Ксаверий, испанский монах и один из основателей ордена иезуитов, беатифицирован католической Церковью как святой и считается величайшим миссионером в истории христианства, сравнимым разве что с апостолом Павлом. Иезуиты вообще выделялись своей миссионерской активностью, а Франциск Ксаверий первым стал проповедовать христианскую веру в восточных, заведомо нехристианских странах, главным образом в Индии и Японии. Умер он в 1552 году на одном из китайских островов, не успев достигнуть материкового Китая, где собирался продолжить свою миссию. Судя по отзывам о Франциске Ксаверии, личностью он был яркой и, как сказали бы сегодня, харизматической. И готов был ради распространения христианства прибегать к каким угодно методам, в том числе силовым, – об этом он писал португальскому королю Жуану III.
Другая, не менее выразительная фигура. 7 апреля 1652 года родился флорентийский дворянин Лоренцо Корсини, вошедший в историю как Папа Римский Климент XII (ум. 1740). Собственно, на Святой престол он взошел в возрасте 78 лет, почти слепым и очень больным, так что правил за него близкий родственник – кардинал Нери Корсини, в соответствии с принятой тогда практикой непотизма (непот – буквально «племянник»). Но в анналах истории Климент XII все-таки отметился основательно. В свой день рождения, 7 апреля 1738 года, он издал особую буллу против вольных каменщиков, то бишь масонов. Они были обвинены в скрытности, лицемерии, притворстве и извращениях, и уличенным в принадлежности к масонству Папа пригрозил отлучением от Церкви. Начиная с Климента XII, первосвященниками Рима было выпущено в общей сложности 17 булл и энциклик с осуждением масонов, причем об учении их говорилось, что оно повторяет грехопадение Люцифера, а масонский «Великий Архитектор Вселенной», то есть Бог, – это сам Люцифер и есть. От масонов, получается, должно пахнуть серой. По забавному совпадению, в годовщину той буллы, 7 апреля 1827 года, англичанин Джон Уокер начал продавать свое изобретение – серные спички. Ни масоном, ни прислужником сатаны он, насколько известно, не был.
В позднейшие и более, страшно сказать, секуляризованные времена язык, использующий терминологию борцов с диаволом, оказался явно неадекватным. 7 апреля 1872 года родился русский литератор и общественный деятель Дмитрий Философов (ум. 1940), один из организаторов Религиозно-философских собраний в Петербурге, друг и сподвижник Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус. После победы большевиков Философов оказался одним из самых энергичных и убежденных их противников, вместе с Мережковским и Гиппиус перебрался в Польшу, стал там советником польского лидера Юзефа Пилсудского, а заодно наладил контакт с Борисом Савинковым. Этими эмигрантами владела одна идея: свергнуть большевиков и построить новую, не самодержавную и не советскую, а свободную Россию. Но у Пилсудского была своя, националистическая забота, Савинков же и вовсе вернулся в СССР при весьма смутных обстоятельствах и покончил с собой в тюрьме на Лубянке. Философов потерпел неудачу во всех своих начинаниях.
Ровно на семь лет младше был другой видный деятель русской культуры, человек, с чьим творчеством связано другое, нерелигиозное направление нашей философской мысли, – Густав Шпет (1879–1937). У него есть работа «История как проблема логики», в которой обозначена задача положительной философии: обоснование и оправдание действительности. Шпет остался в советской России, основал Институт научной философии в Москве. Потом этот институт слили с философской секцией Комакадемии и из его названия убрали слово «научной». Так и существует. Шпета – расстреляли в Томске в 1937-м. Он оказался в своей стране чужаком.
Как там у Брюсова каменщик – не вольный, а обыкновенный? «Что ты там строишь, кому?/ – Эй, не мешай нам, мы заняты делом:/ Строим мы, строим тюрьму»...