0
2138
Газета День в Истории Интернет-версия

29.03.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 29 марта

Тэги: история, архитектура


история, архитектура Небоскреб газеты Tribune. Чикаго, 1924. Модерн и немножко готики.
Фото Reuters

Древнее, как известно, рядом с нами. Кто не поленится копнуть поглубже, может найти немало интересного. И даже загадочного, того, что влечет любителей многозначительных толкований.

Английский лингвист и египтолог Алан Хендерсон Гардинер, родившийся 29 марта 1879 года (ум. 1963), всю жизнь трудился на ниве фундаментального знания. Он автор, например, основополагающего справочника «Грамматика среднеегипетского языка»; авторитетный словарь египетского языка, так называемый берлинский, был составлен при его активном участии. Но одна работа Гардинера стоит особняком. Это перевод древнеегипетского текста, приобретенного в 1828 году Лейденским музеем (Нидерланды) и традиционно именуемого Лейденским папирусом.

«Предупреждение одного египетского жреца» – так определил Гардинер суть данного документа. Жрец или вельможа, по имени Ипувер, пророчит Египту дурные времена и страшные потрясения. В чем именно они будут выражаться, наконец к кому автор обращается – полной ясности нет. Гардинер считал, что речь идет о мятеже и что текст адресован фараону, чье бездействие гибельно для страны. Есть и другие, более экзотические версии, которые увели бы нас слишком далеко. Но вот очень существенный мотив: спасение Ипувер видит в том, чтобы вернуться к старому доброму порядку. Архетип на все времена.

Материал, конечно, особый, в эсхатологическом жанре. А бывает древность, так сказать, спокойная, и ничуть не менее притягательная притом. 29 марта 1735 года родился еще один знаток древностей – немецкий писатель, филолог и педагог с очень подходящей к случаю фамилией Музеус. Иоганн Карл Август Музеус (ум. 1787) собрал и в своей литературной обработке издал сборник «Народные сказки немцев», который в Германии издается и читается до сих пор. Сказки эти, при всей их старинности, не музейные экспонаты – сказочник пересоздал их персонажей в своих современников, и потому они живут в том же времени, что и читатель.

По совпадению на этом же листке календаря день рождения другого, значительно более позднего немецкого ученого по словесной части, который, впрочем, вошел в историю как политик и революционер. Это Вильгельм Либкнехт (1826–1900), лексикограф по специальности, составитель «Народного словаря иностранных слов» и один из отцов германской социал-демократии (ее видными деятелями стали его дети Карл, Теодор и Отто Либкнехты). До вступления европейской социал-демократии в стадию ленинизма и сталинизма он не дожил. Спокойные стояли времена.

«Стояли» применительно к временам – это, конечно, звучит странно. Аномалия какая-то. 29 марта 1848 года, когда в Европе стремительно разворачивалась революция, по ту сторону Атлантики имело место чудо природы: более чем на 30 часов перестал низвергаться со своей высоты Ниагарский водопад. Причина была банальная: мороз. На реке Ниагаре образовались ледяные пробки.

Не выходя за пределы Нового Света, задумаемся о притягательной силе былого, тех знаний о нем, которые так или иначе затрагивались по ходу сегодняшних заметок. Новое не сразу обретает свое собственное лицо, а выступает сначала в устаревшем, но привычном обличье. Вот пример: архитектура.

130 лет назад, 29 марта 1881 года, родился американец Раймонд Худ (ум. 1934), один из творцов первых небоскребов. С инженерной точки зрения высотные здания были явлением совершенно новым, и это означало, что архитекторам надо найти новые формы, новый художественный язык. А откуда все это возьмется? В готовом виде ничего не было. Естественный выход – подражание старым, давно известным стилям. Так и строились первые небоскребы в США, и те из них, которые дожили до наших дней, производят довольно причудливое впечатление.

Некоторые работы Худа относят к неоготическому стилю, другие, более поздние и продвинутые, – к модернистскому направлению, известному как ар деко. Небоскреб старейшей чикагской газеты Chicago Tribune, например, имеет целый ряд готических элементов; судя по всему, без них здание тогда сочли бы безликим, лишенным индивидуальности и выразительности. Позже в Нью-Йорке Худ построил высотное здание другой газеты, Daily News, и первоначально оно было задумано в виде башни-колокольни. Но от этой идеи Худ вовремя отказался; в противном случае заимствованная из прошлого форма выглядела бы явно неуместной.

Небоскребы были знаком индустриальной эпохи – со всеми ее достоинствами и теневыми сторонами. На их художественный облик влияли самые разные технологии вплоть до авиационных, но понимание того, что высотному зданию имманентно присуща какая-то эстетика, которую надо уловить, – пришло не сразу. Сегодня опытом Худа и его современников мы пользуемся, часто сами о том не ведая, как мольеровский Журден, который, сам того не зная, говорил прозой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1797
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1523
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1332
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
971

Другие новости