0
883
Газета День в Истории Интернет-версия

28.03.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 28 марта

Тэги: история, кино


история, кино В глазах неуверенность и страх. От насилия до бессилия путь бывает недолог.
Кадр из фильма «Гибель богов»

Над привычными вещами обычно не задумываются. Привычка свыше нам дана, а что дано свыше, то вроде бы не подлежит обсуждению.

Между тем даже то, что для нас само собой разумеется, кто-то когда-то придумал. Скажем, тот порядок, согласно которому дети должны идти в школу и отсиживать там в классах положенные часы. А потом, вернувшись домой, учить уроки – от одного этого словосочетания скулы сводит.

Создал классно-урочную систему обучения чешский педагог (а по «основной профессии» – священник протестантской Чешскобратской церкви) Ян Амос Коменский, родившийся 28 марта 1592 года (ум. 1670). Он автор многих книг, от чисто прикладных (прежде всего учебников) до универсально-обобщающих, причем с далеко идущими претензиями, которые видны хотя бы по названиям: «Великая дидактика», «Единственно необходимое» и даже «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих».

Нудным сухарем Коменский не был. Он пытался, например, использовать на занятиях игровое, театральное начало и составил сборник пьес «Школа-игра». Но субъективные намерения – одно, а логика тенденции – другое. Начиналась индустриальная эпоха с массовым производством и, следовательно, массовыми армиями труда. Массовое образование было велением прогресса, но оно неотделимо от своей оборотной стороны – унификации, подавления личности. Сегодня, в информационном и постиндустриальном мире, это архаика, и от системы Коменского многие педагоги стремятся уйти. Но то, что школа соприродна насилию, было замечено и драматизировано писателями и философами задолго до новейших мыслителей, исследовавших многообразие властных отношений в обществе.

Разные бывают учебные заведения, в том числе такие, где намеченные Коменским линии и черты чуть усилены – и школа превращается в нечто гротескное. Для военных училищ и академий путь к этому очень короткий. Перуанский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Марио Варгас Льоса, которому 28 марта исполняется 75 лет, вывел нравы военного училища, в котором учился, в своем первом романе «Город и псы» (1963), и скандал был грандиозный – нечасто во второй половине XX века художественное произведение удостаивалось сожжения на костре. А во всем творчестве Льосы сквозной темой стало насилие во множестве своих вариаций и превращений, с перекличками и взаимоотражениями (в том числе пародийными) между различными обиталищами этого всеобщего зла. В «Городе и псах» место действия – военное училище, в «Разговоре в «Соборе» – кабак, в «Зеленом доме» – бордель, в «Войне конца света» – в общине религиозно-коммунистического толка. Есть над чем подумать, всматриваясь в сходства и различия.

Проблематика насилия в искусстве последних десятилетий неисчерпаема и неизбывна, обстоятельства времени и места не давали и еще бог знает сколько времени не дадут о ней забыть. Но германский опыт здесь все же на особом счету. «Прусский учитель выиграл битву при Садовой», – сказал Бисмарк полтораста лет назад. Две мировые войны – плоды его, учительского, просвещения.

Так получилось, что мегасюжет о Германии и нацизме составил основу важнейших работ большого британского актера Дирка Богарда, родившегося 90 лет назад, 28 марта 1921 года (ум. 1999). В 1969 году он сыграл главную роль в фильме итальянского режиссера Лукино Висконти «Гибель богов», действие которого разворачивается в начальный период нацистской диктатуры – от поджога рейхстага до расправы над сделавшими свое дело штурмовиками («ночи длинных ножей»). Путь богардовского персонажа недолог и бесславен: он убивает старого барона, главу металлургического концерна, дабы свалить вину на бежавшего за границу родственника-либерала, а заканчивает принудительным самоубийством вместе с любовницей по указке баронского внука-эсэсовца. От насилия до бессилия один шаг.

Через пять лет после «Гибели богов» Дирк Богард сыграл в ленте Лилианы Кавани «Ночной портье». Портье в венском отеле – бывший палач из нацистского концлагеря, и спустя 12 лет после войны с ним встречается бывшая заключенная. Человеческие чувства как проклятие, доказательство невозможности нормы.

А если актер играет нормального, светлого, творческого человека? Но и в таком благоприятном случае нет отдохновения ни персонажу, ни исполнителю его роли, ни зрителю. Так обстоит дело еще с одним фильмом Лукино Висконти – «Смерть в Венеции» (1971) по новелле Томаса Манна. Композитор приезжает в Венецию в поисках красоты, а находит дорогу к смерти.

Томас Манн, напомню, был уроженцем северогерманского торгового города Любека. 28 марта 1942 года британская авиация начала двухдневную бомбардировку этого города, при которой, в частности, было разрушено фамильное гнездо Манна – дом его Будденброков. Писатель тогда отозвался на это событие горько и со вздохом смирения: это возмездие, сказал он, за те преступления, которые совершал третий рейх против мирных жителей Европы.

Насилие – проклятая цепь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Стране потребовались ориентиры сразу на 12 лет

Стране потребовались ориентиры сразу на 12 лет

Анастасия Башкатова

Проваленная ранее Концепция долгосрочного развития вновь приобрела актуальность

0
1300
Транзит власти в КПРФ начинается с трансфера преемников

Транзит власти в КПРФ начинается с трансфера преемников

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Первого зампреда ЦК Афонина не было на юбилейном приеме в посольстве КНР

0
1232
В России так и не заработала альтернативная пенсионная система

В России так и не заработала альтернативная пенсионная система

Ольга Соловьева

Население не видит смысла в самостоятельных долгосрочных накоплениях

0
1449
Правительство назвало три главных приоритета бюджетных расходов

Правительство назвало три главных приоритета бюджетных расходов

Михаил Сергеев

Обсуждения базового финансового документа пройдут с прямой трансляцией в интернете

0
1257

Другие новости