0
1181
Газета День в Истории Интернет-версия

10.03.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 10 марта

Тэги: история, музыка


история, музыка Александр Гольденвейзер владел искусством рассказывать о пережитом – рассказывать и музыкой, и словом.
Фото ИТАР-ТАСС

Как звали машинистку, перепечатывавшую для Томаса Манна авторский оригинал романа «Иосиф и его братья», вряд ли кто ведает. Но реплика ее вошла во все анналы. Вот она: «Теперь я знаю, как все было на самом деле».

Смешно, да. Однако за этими словами стоит не только простодушно-неадекватное восприятие текста, написанного на библейский сюжет, но и нечто более глубокое, всечеловеческое – стремление знать факты. Непреложная истина состоит в том, что их надо фиксировать, придавать сведениям о них документальный статус.

Сегодня в России неофициальный праздник – День архивов. 10 марта 1720 года Петр I подписал указ об основах государственного управления – «Генеральный регламент, или Устав». Этим актом и были введены архивы при органах власти и должность актуариуса – чиновника, который обязан «получаемые в коллегии письма прилежно собирать, оным реестры чинить» и т.д.

Есть в этом, никуда не денешься, привкус канцелярской рутины и бюрократизма. Но глубже, важнее для взрослого сознания – фундаментальный эстетический конфликт, который в заглавии знаменитой статьи новомирского критика В.Кардина (1966) сформулирован так: «Легенды и факты».

10 марта 1802 года родился Василий Каратыгин (ум. 1853), потомственный русский актер, первый Чацкий на нашей сцене. Трагик, он играл возвышенно и патетически – что называется, на котурнах. Приподнятость эта означает, что действительность в данной эстетике несамодостаточна и нуждается в том, чтобы ее приподнимали. Легенды, героические мифы выше фактов. И Каратыгин исполнил роль Пожарского в пьесе Кукольника «Рука Всевышнего Отечество спасла», иллюстрации к официальной мифологии о начале дома Романовых. Сравним со штурмом Зимнего дворца в фильме Эйзенштейна «Октябрь»: кадры оттуда заняли место документальных источников, миф подменил их собою. Таких подмен миллион.

Каратыгин не был замшелым ретроградом. Но, вхожий в круг всей тогдашней элиты, в том числе декабристов, он стал любимым актером Николая I именно по эстетическим мотивам. Потому что для официальной народности – идеологии этого императора – требовалась эстетика Каратыгина. В молодые годы он играл героев, восстававших против тирании. У декабристов были идеалы служения (то есть подчиненности), но и у самодержца тоже. Перемена знака оказалась делом техники.

А вот параллель. Родившийся 10 марта 1772 года немецкий поэт, критик, философ Карл Вильгельм Фридрих Шлегель (ум. 1829) был наряду со своим старшим братом Августом Вильгельмом Шлегелем лидером иенских романтиков – кружка или группы литераторов, положивших начало романтизму в Германии. Программа – неограниченная свобода творческой личности, ирония как способ выразить относительность ценностей и понятий... Но человек, всю жизнь изучавший древнегреческую культуру, не мог не понимать, что время уже совсем другое. Эпохи, по замечанию Гегеля, бывают поэтические и прозаические. Шлегель сожалел, что мифологии уже нет, и предсказывал, что она еще вернется, вберет в себя мифы, как западные, так и восточные – индийские, например. Проза повседневной жизни будет для этой новой мифологии, похоже, где-то далеко внизу, на грешной земле.

Между тем у того же Шлегеля в незаконченном романе «Люцинда» фактом искусства становится то, что было в его жизни на самом деле, – автобиографические факты, история любви. Лирика и документальная фиксация имеют общую основу – индивидуальность того, кто видит и переживает. Не «он сказал», а «я вижу», «я чувствую», «со мной было так». Сегодня день рождения человека, в чьем творчестве счастливо сочетались две ипостаси: музыканта – пианиста, композитора – и литератора, прежде всего мемуариста. Это Александр Гольденвейзер (1875–1961). Он был музыкальным критиком и педагогом, создателем целой пианистической школы. Но это еще не все: его долгая жизнь осенена фигурой Льва Толстого. Гольденвейзер познакомился с ним в 21 год, был рядом, оставил два тома воспоминаний. В трудах и документах о Толстом его имя мелькает постоянно. Архивная правда.

Знание и поэзия – не антиподы. Итальянский врач Марчелло Мальпиги, родившийся 10 марта 1628 года (ум. 1694), изучал анатомию с помощью микроскопа, вглядываясь в капилляры и прочие тонкости. А что тонко, то сродни искусству. Это было внятно человеку, совсем недавно жившему среди нас, – Даниилу Данину (1914–2000). Два высших образования: естественное и литературное. Критик, тонкий знаток поэзии, он стал жертвой борьбы с космополитизмом. А вторая жизнь в литературе – научно-художественный жанр. Потом Данин, автор книги «Неизбежность странного мира» и биографий Бора и Резерфорда, сформулировал принцип «кентавра», соединения научности и художественности. Он писал о фактах и о переживании фактов. Одна из его мемуарных книг называется программно: «Бремя стыда». Исповедь как документ чувств.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
997
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1123
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
847
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
630

Другие новости