0
2075
Газета День в Истории Интернет-версия

22.02.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 22–24 февраля

Тэги: история, философия


история, философия Джованни Пико делла Мирандола, великий гуманист.
Портрет работы Кристофано дель Альтиссимо. Галерея Уффици

Все великие мыслители говорят, в сущности, об одном и том же. По-разному, но об одном. Да и содержательными своими мотивами они перекликаются, как будто варьируют вечные литературные сюжеты.

Сначала пути философов расходятся – вплоть до распада культурного пространства. Потом приходит некто и начинает своих предшественников примирять, преодолевая их несовместимость. Такой примиряющей инстанцией стал итальянский философ Джованни Пико делла Мирандола, родившийся 24 февраля 1463 года (ум. 1494). У него был замысел: свести к единому целому Платона и Аристотеля, классических антиподов. Пико доказывал, что идеи и того, и другого представляют собой приближения к общей истине; об этом – его трактат «О сущем и едином». Именно с мысли об общем первоисточнике и внутреннем единстве всего, что выработано родом человеческим, началось творчество Пико. Изучив множество текстов, в 1486 году он подготовил для публичного диспута, который намечался в Риме, 900 тезисов (!) «по диалектике, морали, физике, математике». Но Папа Иннокентий VIII счел за благо назначить специальную комиссию для проверки этих тезисов, и 13 из них были осуждены как еретические, а самому Пико пришлось бежать, и лишь благодаря покровительству Лоренцо Медичи ему удалось обосноваться во Флоренции. Осталась «Речь о достоинстве человека» – ее Пико собирался произнести перед началом того самого диспута. От единства знаний, единства философской мудрости он приходит к свободе человека, который может «быть свободен по собственной воле и совести – и сам себе будешь творец и создатель».

Конечно, непротиворечивое единство из гениев человечества – своего рода утопия. Но тем показательнее моменты сближения, например, пессимистов и оптимистов; это хорошо видно в афоризмах.

22 февраля 1788 года родился немецкий философ Артур Шопенгауэр (ум. 1788), иррационалист, мизантроп и из всех пессимистов пессимист. Он считал, что мир, в коем мы живем, наихудший из возможных миров, – этого, наверное, достаточно. Но внимание к несходным и разнородным философским идеям и религиозным верованиям у Шопенгауэра не менее очевидно, чем у Пико. Его учителя – и Платон, и Кант, и, например, Будда. А что в итоге? Автор, чей основной труд называется «Мир как воля и представление», пишет: «Основное свойство мировой воли состоит в том, что она ни к чему не направлена... нет никакой конечной цели, то есть нет никакого смысла»...

И здесь – примечательная перекличка с Кантом. То, чего не хотят понять неутомимые искатели национальной идеи, вообще любой цели, которая внеположна человеку и имеет надличностный характер. Кто этой цели служит, обречен превратиться в средство по отношению к ней. А это прямое нарушение категорического императива Канта.

А вот другой аспект пессимизма у Шопенгауэра. «Мудрецы всех времен постоянно говорили одно и то же, а глупцы, всегда составлявшие огромнейшее большинство, постоянно одно и то же делали – как раз противоположное; так будет продолжаться и впредь», – утверждает он. Или: «В национальном характере мало хороших черт: ведь субъектом его является толпа». Еще одно суждение: «В некоторых частях света водятся обезьяны, в Европе же водятся французы, что почти одно и то же». Сказано с претензией именно на французское остроумие слога, но увы. Вот вам штрих к национальному характеру, только уже немецкому.

И как венец пессимистической философии: «Жизнь есть ночь, проводимая в глубоком сне, часто переходящем в кошмар». Это тоже из вечных художественно-философских мотивов. Как раз на одном календарном листке с Шопенгауэром, 22 февраля, день рождения испанского кинорежиссера-сюрреалиста Луиса Буньюэля (1900–1983). В одном из самых известных его фильмов, «Скромное обаяние буржуазии» (1972), люди из современной элиты проводят свое время по-великосветски – на званых обедах и ужинах. А у Шопенгауэра на эту тему давно заготовлено высказывание: «Как нужда – постоянный бич народа, так и скука – бич высшего общества». Впрочем, у того же Буньюэля в ранней ленте 1930 года «Золотой век» люди уподоблены скорпионам, а вовсе не буржуазии. Скорпионы хуже. У оптимиста Пико Бог дарует свободу. Буньюэль говорит: «Бог и Родина – беспроигрышная парочка, их рекорд в том, что касается угнетения и пролитой крови, не побить никому».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1013
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1137
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
860
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
638

Другие новости