Когда человеку хорошо и весело, он расположен делать добро.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Диковинные праздники и значимые даты придумало человечество. Иной раз их названия вызывают улыбку. Улыбку – да, но далеко не всегда насмешку. Многое на свете трудно поддается рефлексии и порождает косноязычие. Оно предупреждает о том «чуть-чуть», которое отличает его от косной картины мира.
Так вот, сегодня Международный День спонтанного проявления доброты. Прошу прощения за корявый перевод с английского оригинала (Random Act of Kindness Day). Так сформулировали международные благотворительные организации. И у меня здесь две ассоциации, по сути противоположных одна другой.
В одном из фельетонов Леонида Лиходеева в гуще народа, приветствующего власть, действует засланная сверху «группа по организации непроизвольных выкриков». По-моему, похоже.
А второе, что вспоминается, – это слова одного из персонажей романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», Иконникова. «Я видел великие страдания крестьянства, а коллективизация шла во имя добра, – говорит он. – Я не верю в добро, я верю в доброту». А в записках Иконникова эта мысль доведена до предельной четкости: «Кроме грозного большого добра, существует житейская человеческая доброта. Это доброта старухи, вынесшей кусок хлеба пленному, доброта солдата, напоившего из фляги раненого врага, это доброта молодости, пожалевшей старость, доброта крестьянина, прячущего на сеновале старика еврея... Это частная доброта отдельного человека к отдельному человеку, доброта без свидетелей, малая, без мысли. Ее можно назвать бессмысленной добротой. Доброта людей вне религиозного и общественного добра».
Два вида бессмысленности.
Наверное, именно бессмысленной добротою был вызван порыв швейцарца Анри Дюнана, который, будучи потрясен зрелищем поля боя, предложил создать международное общество помощи военнопленным, больным и раненым воинам. Комитет, который занялся формированием такого общества, Международного Красного Креста, был образован в Женеве 17 февраля 1863 года.
Своего рода рифма, созвучие этому, – деятельность французского врача Рене Теофиля Гиацинта Лаэннека, родившегося 17 февраля 1781 года (ум. 1826). Он изобрел стетоскоп – диагностический прибор, ставший для больных, особенно для детей, таким же неотъемлемым атрибутом доктора, как белый халат. В 1819 году Лаэннек издал для медиков трактат о болезнях легких и сердца, к каждому экземпляру коего прилагался стетоскоп. Настоящая благотворительность, если вдуматься.
А вот другая примечательная инициатива. 17 февраля 2000 года в США, в Лейк-Плэсиде, открылись Игры доброй воли – международные спортивные состязания, имеющие негласный, но внятный девиз: «как Олимпиады, но без политики». То есть без бойкотов, объявлявшихся то тут, то там Олимпийским играм на последней стадии холодной войны. Потом проводить такие альтернативные игры перестали. Подобное миролюбие оказалось, в общем-то, бессодержательным.
Шансы на успех своих начинаний имеет тот, кому есть что сказать. В какой-то момент чутье подсказывает ему путь, который соединяет настоятельность самовыражения с эффективностью и потенциальной востребованностью коммуникации. 17 февраля 1948 года родился Алексей Дидуров (ум. 2006), поэт, бард, прозаик, драматург и журналист в одном лице. Список, который я привел, длинный, но неполный. Кроме «Комсомольской правды» и журнала «Юность», где Дидуров проводил присутственные часы, была у него еще одна среда обитания, взлелеянная им самим. Сегодня его бы назвали менеджером. В 1979 году он умудрился пробить создание литературного рок-кабаре «Кардиограмма», где кто только не выступал. И барды, и рокеры, и просто поэты и писатели находили там площадку, где им было светло, тепло и хорошо. И мухи не кусали. Не идеями общественного служения руководствовался Дидуров, а желанием протянуть руку собратьям и увидеть с их стороны такой же жест.
Это добро. А зло – оно тоже бывает спонтанным, бессмысленным в том толковании, которое предложил герой Гроссмана? Наверное. Тогда это просто темное природное начало. Но чаще, конечно, думаешь о бессмысленности как бесплодности, сущностной бездарности зла.
Вот, например, Ланкастеры 17 февраля 1461 года разгромили Йорков в битве под Сент-Альбансом на войне Алой и Белой Розы. И что? А ничего. На сегодняшний взгляд – суета сует. Далее, 17 февраля 1864-го на Гражданской войне в США южане впервые в мире успешно применили боевую подводную лодку. Семимильные шаги прогресса. 17 февраля 1979 года вторжением армии КНР во Вьетнам началась китайско-вьетнамская война, которую у нас злые языки тут же окрестили «первой социалистической»: впервые одна социалистическая страна воевала против другого. А 17 февраля 1877 года родился французский политик Анри Мажино (ум. 1932). Став военным министром в 20-х годах, он добился постройки линии укреплений, носящей его имя. Мажино был уверен, что новая война предстоит по образу и подобию минувшей и что от германской армии Франция будет защищена навсегда. В итоге в 1940 году немцы линию Мажино просто обошли.
Нет, бессмысленное добро смотрится куда достойнее, как бы ни было ему горько и трудно. Так что День спонтанного проявления доброты стоило бы отмечать. В нашей традиционной сетке праздников он, правда, приживаться будет трудно. У нас сегодня, держитесь за что-нибудь, День Службы горючего Вооруженных сил РФ. Я предлагаю рассматривать этот праздник как частный случай международной экзотики. Для этого надо просто понимать слово «горючее» в несколько ином смысле. Только и всего...