0
1860
Газета День в Истории Интернет-версия

14.02.2011 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 14 февраля

Тэги: история, франция, европа


история, франция, европа Леон Баттиста Альберти. Светский гуманист при папском дворе.
Портрет работы неизвестного художника

Язык нам дан. И как способ самовыражения, объяснения с ближними и дальними. И как разделительное начало между культурами, народами, государствами – после башни, затеянной в Вавилоне.

Сегодня можно отмечать день рождения французского языка: 14 февраля 842 года два короля заключили между собой союзнический договор, первый документ, составленный на старофранцузском, – Страсбургские клятвы. Кто же были эти короли, один из которых предводительствовал войском романоязычным, а другой – германоязычным?

Звали их бесподобно: Людовик II Немецкий и Карл II Лысый. Отличительные признаки, служащие для идентификации, составляют первозданный, прямо-таки вавилонский хаос. Понятно, что договориться можно было, лишь решив проблему языка. И вот Людовик обратился к воинам Карла по-романски, а тот к рати Людовика – по-тевтонски. Лепота! К этому надо добавить очень важную вещь: главы договаривающихся сторон были братьями, сыновьями Людовика Благочестивого. Что не помешало Карлу Лысому позднее, после смерти брата, вступить в борьбу с его сыновьями за владение Германией.

Кстати, о благочестивых. Этим же титулом был удостоен другой, живший семью веками позже немецкий правитель – курфюрст пфальцский Фридрих III. Он родился 14 февраля 1515 года (ум. 1576). В пору Реформации боролись не только католики с протестантами, но и протестанты между собой. Фридрих же защищал всех, кто в этом нуждался: немецких кальвинистов – от лютеран, французских гугенотов – от католиков.

Несколько ранее, 14 февраля 1488 года, городские князья и общины одной из германских областей – Швабии – для поддержания «земского мира» тоже заключили между собой союз, сроком на восемь лет. Но просуществовал он гораздо больше – 46 лет. Сказалось, видимо, то, что были созданы союзный суд для разрешения споров и союзное войско. Прогресс стал уроком на будущее, и Страсбург, вечно переходивший из рук в руки от французов к немцам и обратно, является сегодня неформальной столицей Европы, с Европарламентом и Европейским судом по правам человека.

И в том самом XV веке жил и работал итальянец, ставший архитектором Европы как в буквальном, так и в переносном смысле. Леон Баттиста Альберти, родившийся 14 февраля 1404 года (ум. 1472). Его называют «самым универсальным гением Раннего Возрождения». Альберти строил дворцы и церкви, писал пьесы, труды по искусствоведению, сатирические сочинения, юридические и этические тексты. Он выстраивал европейское культурное целое, в том числе приучал латиноязычную культуру своей страны к языку итальянскому.

И с этим вполне гармонирует общий дух философии Альберти, считавшего, что совершенство человеческой природы наилучшим образом проявляется в homo faber, то есть человеке деятельном. Но это одна сторона участи человеческой. Вторая – печальная до трагизма. Потому что над нами властвует судьба, рок. И сама человеческая натура не только бессильна перед судьбой, но и не в состоянии контролировать свои страсти и низменные помыслы. А на чем же держится гармония общества, в котором мы живем? На наилучшем устроении семьи, города и власти. Прежде всего правителя.

И если обратиться к биографии Альберти, к ее повседневной канве, то увидим парадокс. Светское этико-философское учение выдвинул человек, с молодых лет служивший при папской власти. Он был секретарем нунция (посла) во Франции, потом состоял в римской курии, но вынужден был бежать после свержения Папы и сопровождал его двор. Когда власть Папы была восстановлена, он вернулся. Но занимался уже науками и искусством.

Таким был контекст того времени: уже эмансипация творческой элиты, но еще только частичная. Параллели этому можно найти всякий раз, когда из-под монолитной толщи социума пробивается нечто живое.

14 февраля 1956 года в Москве открылся XX съезд КПСС, центр тяжести в решениях которого пришелся на закрытое заседание в последний день его работы, 25 февраля. Хрущев добился осуждения самых крайних, самых одиозных проявлений сталинской власти; о сколько-нибудь системной критике советского строя и речи быть не могло. Но главное тут было «нАчать», как говорил следующий реформатор. Засекреченный доклад первого секретаря ЦК зачитывался по всей стране, во всех партийных организациях, и даже то, что там прозвучало, было достаточной встряской для того, чтобы запустить работу осмысления. И ровно через 10 лет, когда обозначились признаки реабилитации Сталина, 25 видных деятелей культуры и науки выступили с открытым письмом о недопустимости этого. Это произошло в тот самый день 14 февраля 1966 года, когда Андрей Синявский и Юлий Даниэль, два литератора, были осуждены на семь и пять лет лагерей за антисоветскую агитацию. Они печатались в «тамиздате». Авторы «письма 25-ти» обратились лично к Брежневу и – зримая печать несвободы – обосновывали свой протест тем, что попытка обелить Сталина «таит в себе опасность серьезных расхождений внутри советского общества». Как будто они сами не явили зримый пример расхождения. Два мира. И два необратимо разделявшихся языка.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1003
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1127
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
850
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
631

Другие новости