0
1572
Газета День в Истории Интернет-версия

27.01.2011 00:00:00

Имена и даты. Краткие хронографические наблюдения. 27 января

Тэги: история, музыка, моцарт


история, музыка, моцарт Вольфганг Амадей Моцарт давно стал символом гармонии. Но жил он под высоким напряжением.
Портрет работы Барбары Крафт. 1819

В свое время Ломоносов ввел в оборот крылатый фразеологизм – «сопряжение далековатых понятий». К сегодняшнему выпуску нашей рубрики это подходит очень хорошо.

В пространстве удаленность, разделенность во многом иллюзорны. Или по крайней мере преодолимы. Скажем, пролив между японскими островами Хонсю и Хоккайдо даже на лодке так просто не переплывешь. Однако 27 января 1983 года там был открыт самый длинный в мире подводный туннель длиной 53,9 км. И стало близко.

Но всегда и везде соседствуют и сопрягаются, искрят разрядами высокого напряжения полярные друг другу лица и явления. В том числе несовместимые вообще со сколько-нибудь нормальным укладом жизни.

27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста – в этот день 1945 года советскими войсками был освобожден комплекс концлагерей Аушвиц, более известный у нас как Освенцим.

По совпадению, 27 января – также день рождения одного из немногих людей, кто Холокост предсказал. Это русско-советский писатель и публицист Илья Эренбург (1891–1967). В раннем его романе «Необычайные похождения Хулио Хуренито» (1922) главный герой, основоположник нового вероучения, предсказывает: «В недалеком будущем состоятся торжественные сеансы уничтожения еврейского племени в Будапеште, Киеве, Яффе, Алжире и во многих иных местах. В программу войдут, кроме излюбленных уважаемой публикой традиционных погромов, реставрированные в духе эпохи сожжение евреев, закапывание их живьем в землю, опрыскивание полей еврейской кровью, а также новые приемы «эвакуации», «очистки от подозрительных элементов»...»

Тот же Эренбург, имевший долгий опыт подцензурного бытия, сказал однажды, что как литератор завидует композиторам: музыка может, не говоря ничего, сказать все. А Вольфганг Амадей Моцарт, родившийся 27 января 1756 года (ум. 1791), – это, пожалуй, синоним музыки. И сам он полагал, что «музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна оставаться музыкой». Конечно, мера ужаса и драматизма у него была не та, что сложилась в XX веке...

Классическая (во всех смыслах слова) драма, жизненная и художническая: путь к самовыражению и признанию. Это сейчас для нас Моцарт – из области бесспорного. А тогда... Как у Зощенко в рассказе «Если бы Пушкин жил в наше время»: мы, ей-богу, на руках бы его носили – если бы знали, что из него получится Пушкин. Но это уже из области фантастики.

Отделаться дежурным определением «сын гармонии» – проще простого. Ближе к истине, думается, его отец, тоже музыкант. «У тебя сплошные крайности, ты не знаешь золотой середины» – так он писал сыну, сетуя на его характер. И тем не менее ощущение красоты, ясности, незамутненности какой-то от его произведений – не случайно. «У Моцарта надрыва нет, потому что он выше надрыва», – заметил Бродский. И лучше, по-моему, не скажешь.

И снова соседство противоположностей. 27 января 1826 года родился Михаил Салтыков, будущий Салтыков-Щедрин (ум. 1889), классик русской литературы, – на первый взгляд антипод Моцарта. И своего соотечественника Пушкина по тем же причинам: у обоих все венчается гармонией Божьего мира, а к великому сатирику первый эпитет, который приходит в голову, – «желчный». И далее из того же ряда.

Однако вот одна биографическая подробность, хорошо известная, но не находящаяся в центре внимания. Учился Салтыков в Царскосельском лицее, том самом. И был главным поэтом среди своих сокурсников. А выйдя из сакральных стен, стал государственным служащим, надворным советником (потом и до вице-губернаторского кресла дойдет). В писательской же ипостаси у него первой его стихией стал очерк, картинка с натуры. Но этого оказалось мало. Реальность под его пером перерастала в сюрреальность. Сказки, сатирические обозрения, «История одного города» читаются сегодня как нечто родственное значительно более поздним литературным явлениям – драме абсурда, например (Ионеско, Мрожек). С этим связано многое – в том числе и приснопамятная щедринская аллюзионность, секрет которой состоит не только в повторяемости многих черт и явлений русской жизни, но и в универсальности данной поэтики, ее способности схватывать далековатые вещи. Чем не гармония, только на особый лад?

Поводы вспоминать бесчисленные афористические жемчужины Щедрина – на каждом шагу. Ну вот хотя бы: «Они сидели день и ночь, и снова день, и снова ночь, и думали, как свое убыточное хозяйство превратить в прибыльное, ничего в оном не меняя». Эта деепричастная завитушечка в конце фразы, по-моему, гениальна. Или вот это: «Шабаш! – вдруг раздалось в вышине. Это крикнул орел. Просвещение прекратило течение свое». Первой жертвою, говорится далее, стал дятел, птица, которая «знала грамоте, и этого было вполне достаточно для обвинения».

Разве будет кто-нибудь учиться грамоте, если согласен с неизменяемостью священных основ нашей жизни?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1829
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1556
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1351
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
984

Другие новости