0
1411
Газета День в Истории Интернет-версия

14.10.2010 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 14 октября

Тэги: история, кино, детектив, инквизиция


история, кино, детектив, инквизиция В криминальном мире свои профессионалы, мастера преступного промысла.
Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

«Все мысли, которые имеют громадные последствия, – всегда просты», – заметил Пьер Безухов и тут же выдал свою мысль такого рода: «┘Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто». Вроде бы убедительно, но не до конца. Простота хуже воровства, и громадные последствия объединения людей, действующих исходя из своего понимания добра, нередко оказываются от добра очень далекими. В качестве примера можно привести банды или террористические организации, да хотя бы и вполне законные армии, отправленные воевать за неправое дело.

Американская актриса Лилиан Гиш, родившаяся 14 октября 1896 года и прожившая долгую жизнь (она умерла в 1993 году), не раз играла в спектаклях и фильмах, так или иначе связанных с криминальной стороной жизни. Можно назвать и театральные постановки по «Преступлению и наказанию» Достоевского и «Трехгрошовой опере» Брехта, и позднюю (1967) экранизацию романа Грэма Грина «Комедианты», где действие происходит в Гаити, под неусыпным контролем спецслужб, фактически инструментов государственного террора. Но самую большую славу принесли Лилиан Гиш киноленты Дэвида Гриффита, в частности «Рождение нации» (1915), где она сыграла одну из главных ролей. Специфическая, надо сказать, там картина американской жизни во время Гражданской войны и вскоре после нее. Чернокожие бесчинствуют, и в качестве ответа на их поведение рождается самочинная организация – Ку-клукс-клан. По одну сторону противостояния негритянская гвардия, по другую – ку-клукс-клановцы. Каждая из сторон убеждена, что прибегает к силе во имя добра. Кончается все это идиллией в результате победы Ку-клукс-клана. Так тогда видели историю и вообще жизнь. Характерно, что ку-клукс-клановцы в этом фильме скачут на конях под «Полет валькирий» Вагнера, вызывая напрашивающиеся сегодня ассоциации.

Вообще, если уж говорить о людях артистического мира, то надо вспомнить сегодня одну любопытную дату. 14 октября 1969 года в той же Америке, в городе Трентон штата Нью-Джерси, был выдан ордер на арест знаменитого певца Фрэнка Синатры. Основание – его отказ явиться в комиссию по расследованию организованной преступности, заподозрившую Синатру в связях с мафиозными кругами. Таких слухов о Синатре было немало. Не знаю, насколько эти обвинения соответствовали действительности, но нечто подобное можно припомнить и в связи с другими известными людьми артистического мира; отечественные примеры читатель, я думаю, вспомнит легко.

Но это, конечно, материя зыбкая, сомнительная, а вот склонность искусства, и прежде всего кинематографа, изображать криминальный мир есть несомненная реальность. Так, 14 октября 1994 года в США вышел на экраны фильм Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». Фильм не из тех, что выйдут и канут неведомо куда, – тут и «Оскар» за лучший сценарий, и «Золотая пальмовая ветвь» в Канне, и постоянное пребывание в первой десятке списка лучших 250 картин на одном из авторитетных сайтов. И не коммерческая поделка, а, как и все творчество Тарантино, опыт взращивания независимого киноискусства на материале, всегда использовавшемся главным образом в чисто коммерческих работах. У Гриффита изображено рождение американской нации, а фильм Тарантино подталкивает процесс ее культурной интеграции, собирая в кинозалы людей самого разного уровня развития на одну и ту же картину, в которой каждый находит что-то свое.

Все так, однако реальность на экране криминальная. Но на это накладывается нечто совершенно новое: криминальная хроника прочитывается как своего рода мифология. Жизнь, смерть, воскресение, хаос, адские подвалы. И на этом фоне герои выступают в качестве профессионалов, мастеров своего дела, – это вроде бы всегда приветствовалось, но дело-то у них преступное. Уголовное, извините за каламбур.

Не надо только думать, будто объединение людей в преступных целях есть черта лишь новой и новейшей истории. 14 октября 1420 года родился человек, само имя которого рождает ужас и стало едва ли не нарицательным. Это Томас де Торквемада (ум. 1498), первый великий инквизитор Испании и вообще основатель испанской инквизиции. А инквизиция есть не что иное, как тайная судебная инстанция, нарушающая и разрушающая правовые нормы с санкции государства и Церкви. Государство имело свои виды, казалось бы, вполне естественные: объединить Испанию в религиозном и политическом отношении. А ради такой цели дозволено все. И массовые аутодафе (то есть «акты веры») числом 2200 с сожжением еретиков, и окончательное, по средневековым меркам, решение еврейского вопроса – изгнание иудеев из всей Испании. «Он был жесток, как повелитель Ада,/ великий инквизитор Торквемада», – сказал о нем Генри Лонгфелло. Воитель Церкви Христовой как подобие Сатаны.

Любопытная историческая подробность. Инквизиция в Испании была упразднена не кем-нибудь из правителей этой страны, а Наполеоном Бонапартом, захватившим ее в 1808 году. Иностранная агрессия и оккупация как условие избавления от зла такого масштаба! Причем после изгнания Наполеона инквизицию в Испании на какое-то время восстановили...

А теперь – параллель с нашим недавним прошлым. Русско-украинский прозаик и кинорежиссер Гелий (Евгений) Снегирев родился 14 октября 1927 года. Стал известен, когда Твардовский напечатал его рассказ в «Новом мире» в 1967 году, а потом стал писать диссидентские книги о советской Украине и ее истории, подвергся преследованиям со стороны КГБ. Отказался от советского гражданства. Был арестован и умер в 1978-м, подневольным, от неизлечимой болезни. Дело инквизиции нашло продолжателей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Депутаты выступили за возвращение пионерлагерей

Депутаты выступили за возвращение пионерлагерей

Иван Родин

Для детских учреждений летнего отдыха предлагают единую систему воспитания

0
135
Промышленность не подает признаков структурной модернизации

Промышленность не подает признаков структурной модернизации

Ольга Соловьева

У российских предприятий сохраняются досанкционные приоритеты

0
274
Поощрения для заключенных законом уже предусмотрены

Поощрения для заключенных законом уже предусмотрены

Екатерина Трифонова

Однако в практической работе по перевоспитанию доминирует система взысканий

0
242
Россия готова к жертвам на нефтяном рынке

Россия готова к жертвам на нефтяном рынке

Анастасия Башкатова

ОПЕК+ решит, стоит ли увеличивать добычу в декабре

0
370

Другие новости