0
1985
Газета День в Истории Интернет-версия

13.10.2010 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 13 октября

Тэги: история, кино, литература


история, кино, литература Савелий Крамаров в роли васюковского одноглазого шахматиста. Смех лучился из актера, был его существом.
Кадр из фильма «Двенадцать стульев»

Известный эффект: что ищешь, то и находишь. Наверное, по этой причине так получается: обнаруживается что-то смешное в материалах к очередному выпуску календаря – и вот уже за одним источником смеха тянется другой, за одной нелепицей – вторая, к ней – третья. Игра случайности, конечно. Но ничего не поделаешь, бывает в историческом калейдоскопе и такое.

Камертон на сегодня задала древняя история, доказывающая, что комический оттенок бывает даже у злодеяния. 13 октября 54 года Агриппина, жена римского императора Клавдия, отравила его – принцепса Сената, Великого понтифика, трибуна, Отца отечества, пятикратного консула, цензора и т.д. и т.п. – грибами. Есть, правда, версия, что событие это измышлено историографами и Клавдий умер своею смертью, но укоренившаяся трактовка не менее показательна, чем реальный факт. И вообще авторы, по чьим трудам мы составляем свое представление о Древнем Риме, изобразили Клавдия человеком до комизма жалким и безвольным. С ними спорят, доказывают, что он был правитель самостоятельный и вполне деспотичный. Впрочем, может быть, именно эти качества оказываются на поверку нелепыми и смешными?

Более близкие к нам времена тоже богаты событиями, которые с точки зрения здравого смысла выглядят курьезами. Скажем, 13 октября 1921 года между Армянской, Азербайджанской и Грузинской ССР, с одной стороны, и Турцией – с другой, при участии РСФСР был заключен Карсский договор – не о чем-нибудь, а о дружбе. Если мне не изменяет память, всего-то шестью годами ранее в Турции армяне стали жертвами геноцида. И вопрос о признании турецким государством и обществом ответственности за это преступление, о связанном с этим урегулировании отношений не решен до сих пор. А тут – большевистские темпы...

Еще одна дата, 13 октября 1943 года. В этот день Италия, за пять недель до этого капитулировавшая перед странами антигитлеровской коалиции, вступила в войну на ее стороне. Казалось бы, или капитуляция, или переход на другую сторону противостояния, а чтобы и то, и другое – так не бывает. Представьте себе Германию, вместе с СССР вступающую в войну с Японией в августе 1945-го. Или я чего-то не понимаю?

Так уж устроена жизнь, что ее приходится высмеивать. Но, может быть, это не бремя, не вынужденная самозащита, а естественное свойство человеческого мировосприятия.

130 лет назад, 13 октября 1880 года, родился замечательный русский поэт, счастливо сочетавший в себе начала лирика и сатирика, – Саша Черный (ум. 1932). Этот псевдоним, под которым вошел в историю литературы сын одесского провизора Александр Гликберг, был не единственный, хотя, конечно, главный. Другие псевдонимы тоже весьма характерные: Сам по себе, Мечтатель. Они не исключают сатиру в творчестве человека лирического склада и даже несут на себе отсвет иронии. И сама его биография полна подробностей комического толка. Так, из петербургской гимназии он был отчислен за неуспеваемость по алгебре. Перед нами явно не эстетика образцового юного гения.

И ведь эта земная небезгрешность не мешает Саше Черному быть любимым поэтом, ни на кого не похожим. Его хочется цитировать, хочется вспоминать. «Дух свободы... К перестройке/ Вся страна стремится,/ Полицейский в грязной Мойке/ Хочет утопиться.// Не топись, охранный воин, –/ Воля улыбнется!/ Полицейский! будь покоен –/ Старый гнет вернется...» 1906 год, а не 1986-й, как можно было бы подумать. Или вот это – не прелесть ли: «Я угрюмый крокодил/ И живу в зверинце./ У меня от сквозняка/ Ревматизм в мизинце.../ На обед дают мне суп/ И четыре щуки:/ Две к проклятым сторожам/ Попадают в руки./ Ах, на нильском берегу/ Жил я без печали!/ Негры сцапали меня,/ С мордой хвост связали./ Я попал на пароход.../ Как меня тошнило!/ У! Зачем я вылезал/ Из родного Нипла?../ Эй, ты, мальчик, толстопуз, – Ближе стань немножко.../ Дай кусочек откусить/ От румяной ножки!»

Это ведь не что иное, как комическая картина мира. Человеку еще ничего специально смешного не показали, а он уже взглянул на все окружающее чужими глазами – и смешно стало нам.

И ничего ведь не возразишь, мир действительно бывает смешон. В нем часто говорят и делают несусветные глупости, от которых до горького смеха рукой подать. Мао Цзэдун, например, 13 октября 1957 года изрек: «Не надо читать много книг». А что надо? Наверное, соревноваться за звание бригад коммунистического труда, как начали делать в СССР ровно через год после этого высказывания.

Говорят, настоящие актеры-комики – это те, кому достаточно просто появиться на сцене или в кадре – и зрители уже начинают смеяться. Кроме того, принято считать, что актеры – не самая читающая часть человечества. Если соединить два эти суждения, то получится классический пример комика-самородка – актера Савелия Крамарова, родившегося 13 октября 1934 года (ум. 1995). По свидетельствам друзей, книг он не читал – и это, конечно, ограничивало развитие его таланта. Но сосредоточенность актера на собственном амплуа, на своих ролях заставляла его отбрасывать все второстепенное (или кажущееся таковым) в сторону. Его запомнили и полюбили сразу, по всякому поводу и без повода повторяли его фразочки типа «А вдоль дороги мертвые с косами стоят. И тишина...» И он остался в зрительской памяти, остался в истории кино, и фильмы с его участием не рискнули изъять из проката, когда он уехал из СССР, – разве что имя Крамарова исчезло из титров. Актер был, а имени у него официально не было – бывает и такой абсурд. Крамаров кончил свои дни в эмиграции – как и Саша Черный, к слову сказать. Типы и масштабы таланта разные, но, видимо, угораздило их родиться на просторах, неблагоприятных для носителей смеха. У нас процветали все больше зверино-серьезные, по выражению Василия Аксенова.

Был, например, такой стихотворец Алексей Сурков, который родился 13 апреля 1899 года (ум. 1983). Он не был лишен таланта – написал все же во время войны: «До тебя мне дойти нелегко,/ А до смерти – четыре шага». А кроме этого – пустота. Ударный пафос, интриги. Статья-донос «О поэзии Пастернака» (1947). И оставшееся навсегда прозвище Суркова: «гиена в сиропе». Смеховая стихия, жившая в литературной среде, давала о себе знать хотя бы так.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
782
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2541
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1719
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1340

Другие новости