Либеральный был во Франции монарх, хороший человек. Не оценили.
Франц Ксавер Винтерхальтер. Портрет короля Луи-Филиппа. 1839.
Национальный музей Версаля и Трианонов
Кажется, любой студент сегодня на экзамене отбарабанит, что живем мы в постиндустриальную эпоху. Еще бы, целых десять лет прошло с того дня 6 октября 2000 года, когда в Интернете было зарегистрировано 30-миллионное доменное имя (адрес сайта, проще говоря). С тех пор это количество выросло примерно на порядок. А до постиндустриальной эпохи, ясное дело, была индустриальная, начавшаяся после промышленной революции. Тогда всеобщим мерилом индустриальности могла послужить, например, протяженность железных дорог.
Как раз сегодня день рождения создателя железнодорожной техники – американского инженера и предпринимателя Джорджа Вестингауза (1846–1914). Термин «тормоз Вестингауза» слышали, наверное, все. Это не что иное, как пневматический тормоз, с помощью которого замедляют ход и останавливаются поезда. Другие работы основателя фирмы Westinghouse Electric – железнодорожная сигнализация, трамвайный двигатель, электровоз. А на закуску – технология безопасной перекачки природного газа по трубам на большие расстояния (пусть икается «Газпрому» и иже с ним).
Однако тормозить железнодорожные составы можно и особыми способами. 6 октября 1866 года как раз в США произошло первое в американской истории ограбление поезда – некие братья Рено похитили 10 тысяч долларов – сумму даже по тогдашним понятиям смехотворную. Кустарно работали, не по-индустриальному, – правда, в историю вошли.
Но прогресс – штука упрямая. 6 октября 1849 года родился Бэзил (или Василий) Захарофф (ум. 1936), знаменитый греческий (или греко-русский – в Россию в свое время была выслана из Османской империи его семья) финансист и торговец оружием. Путь его – от гида и валютного менялы до директора солидной британской компании Vickers-Armstrong. Сначала он продал Греции подводную лодку, потом стал поставлять подводные лодки Турции ввиду усиления флота Греции, следующим партнером стала Россия и так далее. Этот явно нечистый на руку бизнесмен торговал пулеметами, пушками, боевыми кораблями и прочей военной техникой индустриальной эпохи. Называли Захароффа «международный человек-загадка» и «европейский призрак»┘
Между тем по Европе, как известно, бродил еще один призрак, призрак коммунизма; Первая мировая война и его появление привели к тяжким последствиям, а о том, что будет дальше, велись нешуточные споры. И 90 лет назад, 6 октября 1920 года, в Кремле состоялась встреча Владимира Ленина (кто сейчас помнит, что это Ульянов был Владимиром, а Ленин – тот Николай?) и Герберта Уэллса. Встреча, о коей рассказывали все советские учебники. Дескать, Уэллс скептически воспринял планы «кремлевского мечтателя» насчет грядущей электрификации, а тот ему сказал: «Приезжайте снова через десять лет и посмотрите, что сделано в России за это время». Уэллс приехал в СССР в 1934-м, встречался со Сталиным, но речь сейчас не о том. Уэллс чрезвычайно скептически относился к Марксу и марксизму, но в большевиках увидел не столько марксистов, сколько людей с убеждениями и волей, то есть теми началами, которых крайне недостает их противникам. В его наблюдениях много правды, в том числе упрек Ленину в том, что тот впал в утопию электрификации.
В самом деле, и марксистская теория борьбы пролетариата против буржуазии, и ленинская идея преобразования России с помощью электрификации являются порождениями одной и той же эпохи – индустриальной, и принадлежат только ей. Причем, как заметил в том разговоре Уэллс (и Ленин с ним согласился), упразднение торговли приведет к упадку городов. А без них какая индустриализация?
Характерно, что родившийся 6 октября 1887 года прославленный французский и швейцарский архитектор Шарль Эдуар Ле Корбюзье (ум. 1965) соединил в своей творческой биографии индустриализм («интернациональный стиль») и постиндустриализм («брутализм»), добавивший к интернациональности противостояние массовому производству. Это был закат индустриальной эпохи. А если заглянуть в ее начало, то там мы в сегодняшнем календаре найдем весьма колоритную фигуру Луи Филиппа (1773–1850), короля Франции. Того самого, которого Домье изображал на карикатурах в виде груши. А ведь он был либеральный монарх и королем стал потому, что именно такой был нужен, как выражаются марксисты, промышленному капиталу. При нем был прогресс, экономический и социальный. Но одна революция, 1830 года, возвела его на трон, а другая, 1848-го, низвергла. Чем не угодил? Главным образом, коррупцией в правительстве. История и народ – судьи пристрастные.