0
946
Газета День в Истории Интернет-версия

06.10.2010 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 6 октября

Тэги: история, франция, прогресс


история, франция, прогресс Либеральный был во Франции монарх, хороший человек. Не оценили.
Франц Ксавер Винтерхальтер. Портрет короля Луи-Филиппа. 1839.
Национальный музей Версаля и Трианонов

Кажется, любой студент сегодня на экзамене отбарабанит, что живем мы в постиндустриальную эпоху. Еще бы, целых десять лет прошло с того дня 6 октября 2000 года, когда в Интернете было зарегистрировано 30-миллионное доменное имя (адрес сайта, проще говоря). С тех пор это количество выросло примерно на порядок. А до постиндустриальной эпохи, ясное дело, была индустриальная, начавшаяся после промышленной революции. Тогда всеобщим мерилом индустриальности могла послужить, например, протяженность железных дорог.

Как раз сегодня день рождения создателя железнодорожной техники – американского инженера и предпринимателя Джорджа Вестингауза (1846–1914). Термин «тормоз Вестингауза» слышали, наверное, все. Это не что иное, как пневматический тормоз, с помощью которого замедляют ход и останавливаются поезда. Другие работы основателя фирмы Westinghouse Electric – железнодорожная сигнализация, трамвайный двигатель, электровоз. А на закуску – технология безопасной перекачки природного газа по трубам на большие расстояния (пусть икается «Газпрому» и иже с ним).

Однако тормозить железнодорожные составы можно и особыми способами. 6 октября 1866 года как раз в США произошло первое в американской истории ограбление поезда – некие братья Рено похитили 10 тысяч долларов – сумму даже по тогдашним понятиям смехотворную. Кустарно работали, не по-индустриальному, – правда, в историю вошли.

Но прогресс – штука упрямая. 6 октября 1849 года родился Бэзил (или Василий) Захарофф (ум. 1936), знаменитый греческий (или греко-русский – в Россию в свое время была выслана из Османской империи его семья) финансист и торговец оружием. Путь его – от гида и валютного менялы до директора солидной британской компании Vickers-Armstrong. Сначала он продал Греции подводную лодку, потом стал поставлять подводные лодки Турции ввиду усиления флота Греции, следующим партнером стала Россия и так далее. Этот явно нечистый на руку бизнесмен торговал пулеметами, пушками, боевыми кораблями и прочей военной техникой индустриальной эпохи. Называли Захароффа «международный человек-загадка» и «европейский призрак»┘

Между тем по Европе, как известно, бродил еще один призрак, призрак коммунизма; Первая мировая война и его появление привели к тяжким последствиям, а о том, что будет дальше, велись нешуточные споры. И 90 лет назад, 6 октября 1920 года, в Кремле состоялась встреча Владимира Ленина (кто сейчас помнит, что это Ульянов был Владимиром, а Ленин – тот Николай?) и Герберта Уэллса. Встреча, о коей рассказывали все советские учебники. Дескать, Уэллс скептически воспринял планы «кремлевского мечтателя» насчет грядущей электрификации, а тот ему сказал: «Приезжайте снова через десять лет и посмотрите, что сделано в России за это время». Уэллс приехал в СССР в 1934-м, встречался со Сталиным, но речь сейчас не о том. Уэллс чрезвычайно скептически относился к Марксу и марксизму, но в большевиках увидел не столько марксистов, сколько людей с убеждениями и волей, то есть теми началами, которых крайне недостает их противникам. В его наблюдениях много правды, в том числе упрек Ленину в том, что тот впал в утопию электрификации.

В самом деле, и марксистская теория борьбы пролетариата против буржуазии, и ленинская идея преобразования России с помощью электрификации являются порождениями одной и той же эпохи – индустриальной, и принадлежат только ей. Причем, как заметил в том разговоре Уэллс (и Ленин с ним согласился), упразднение торговли приведет к упадку городов. А без них какая индустриализация?

Характерно, что родившийся 6 октября 1887 года прославленный французский и швейцарский архитектор Шарль Эдуар Ле Корбюзье (ум. 1965) соединил в своей творческой биографии индустриализм («интернациональный стиль») и постиндустриализм («брутализм»), добавивший к интернациональности противостояние массовому производству. Это был закат индустриальной эпохи. А если заглянуть в ее начало, то там мы в сегодняшнем календаре найдем весьма колоритную фигуру Луи Филиппа (1773–1850), короля Франции. Того самого, которого Домье изображал на карикатурах в виде груши. А ведь он был либеральный монарх и королем стал потому, что именно такой был нужен, как выражаются марксисты, промышленному капиталу. При нем был прогресс, экономический и социальный. Но одна революция, 1830 года, возвела его на трон, а другая, 1848-го, низвергла. Чем не угодил? Главным образом, коррупцией в правительстве. История и народ – судьи пристрастные.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Стране потребовались ориентиры сразу на 12 лет

Стране потребовались ориентиры сразу на 12 лет

Анастасия Башкатова

Проваленная ранее Концепция долгосрочного развития вновь приобрела актуальность

0
1356
Транзит власти в КПРФ начинается с трансфера преемников

Транзит власти в КПРФ начинается с трансфера преемников

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Первого зампреда ЦК Афонина не было на юбилейном приеме в посольстве КНР

0
1277
В России так и не заработала альтернативная пенсионная система

В России так и не заработала альтернативная пенсионная система

Ольга Соловьева

Население не видит смысла в самостоятельных долгосрочных накоплениях

0
1500
Правительство назвало три главных приоритета бюджетных расходов

Правительство назвало три главных приоритета бюджетных расходов

Михаил Сергеев

Обсуждения базового финансового документа пройдут с прямой трансляцией в интернете

0
1294

Другие новости