0
1190
Газета День в Истории Интернет-версия

28.09.2010 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 28 сентября

Тэги: история, литература


история, литература «Цыганские нравы» – выражение не менее вольное, чем сами эти нравы. Но художников цыгане всегда влекли.
Кадр из фильма «Кармен» (режиссер Висенте Аранда, 2003)

Поборники строгих и суровых нравов – весьма конфликтогенная человеческая порода. Подозрение у них вызывало и вызывает все что угодно, и не в последнюю очередь предосудительным считалось ростовщичество. Но вот сегодня годовщина одной из его разновидностей. 28 сентября 1618 года в Брюсселе открылся первый в мире ломбард, то есть заведение, предоставляющее частным лицам краткосрочные кредиты под залог имущества. И тычущий перст моралиста в данном случае маловероятен. У меня, например, ассоциации почему-то в основном литературно-иронические. «Весна, весна! Пою, как бард./ Несите зимний хлам в ломбард» (Саша Черный). «И надпись на твоих ломбардах:/ «Здесь будет город заложён» (Владлен Бахнов, из пародирующей Александра Кушнера оды Петербургу)┘

Здесь в числе прочего вот что важно: данная форма ссуды многих просто-таки спасала от голода – в этом нет преувеличения. А кого-то удерживала от того, чтобы добывать себе пропитание криминальными методами.

Но есть и другие явления, куда менее благоприятные для нас, грешных, и привычно ассоциируемые с уличными нравами. Родившийся 28 сентября 1571 года итальянский художник Микеланджело да Караваджо (ум. 1610) с юных лет сочетал живопись, где он стал одним из крупнейших мастеров стиля барокко, с азартными играми, долгами, стычками и другими приметами, которые свойственны скорее улице, чем богеме. За ним тянулась мрачная репутация: он был драчуном, а одного знакомого даже убил – в ссоре во время игры в мяч. Имя Караваджо фигурировало в протоколах римской полиции, ему пришлось бежать. И когда его кандидатура была рекомендована в Академию Святого Луки, последовал отказ – президент академии считал, что художественный эффект, которого добивается Караваджо в своих картинах, есть следствие дурных страстей, им владеющих. Так ли это было? А может быть, наоборот, темные наклонности художника имеют эстетические корни? Разобраться в этом теперь уже вряд ли удастся. Во всяком случае, люди из толпы, его герои, окружали Караваджо и в быту. И эстетический вызов в этом, несомненно, был.

Один из самых известных сюжетов о Караваджо – история, связанная с его картиной «Гадалка». Привел с улицы цыганку и говорил потом, что натура – единственная наставница, в которой он нуждается, а традиции великих мастеров ему ни к чему. Однако не формировалась ли при этом новая традиция, связанная с образом цыганки в искусстве?

Сегодня как раз день рождения Проспера Мериме (1803–1870), знаменитого французского писателя, которому больше всего славы принесла именно героиня-цыганка, Кармен из одноименной новеллы и, само собою, оперы Жоржа Бизе. Это вообще было в характере Мериме, в основе его художественной натуры – уходить от парижской повседневности в провинции, на окраину цивилизации, к экзотике Корсики и цыганского табора. (И интерес к экзотической России, к Пушкину, – из той же оперы; не без забавности получился каламбур.) Романтический протест, конечно. Но уж в описании цыганских или корсиканских нравов – достоверность, даже дотошность. Нравы эти весьма вольные, ничего не скажешь, и их – также весьма вольно – именуют цыганскими. Болезненная тема, ассоциирующаяся с нынешней французской злобой дня – высылками цыган и пока еще полусонным бурлением этнокультурного вулкана, который нельзя будить – таков категорический императив истории.

Как здесь не вспомнить про кинозвезду из кинозвезд – Брижитт Бардо, родившуюся 28 сентября 1934 года! В кино она давно уже не снимается, теперь ее имидж несколько иной: она защитница прав животных, борец с производителями и потребителями мехов (о том, что вегетарианка, и говорить нечего) и – с проникновением мусульман и ислама в Европу. И вот тут что-то концы с концами не сходятся. В случае с животными актриса ратует за права слабых, права меньшинств. В случае с мусульманами переходит на язык европейских ультраправых, этого дискурса принципиально не приемлющих (кстати, муж Бардо – активист «Национального фронта» Ле Пена, хотя сама она от расизма и от какой бы то ни было партийности открещивается).

И это еще не все. В те далекие уже годы, когда Брижитт Бардо шла, что называется, в гору, зарабатывая себе долгую славу, – тогда она была символом молодежного бунтарства, сексуальной революции и прочих вещей, веселых и вольных. А теперь – вы только послушайте ее речи о современной культуре. О том, как опротивело утонченной звезде искусство, «ставшее дерьмом и в прямом, и в переносном смысле». О «нелегалах и оборванцах», которые «оскверняют наши церкви и врываются в них, чтобы превратить их в человеческие свинарники». И так далее. Есть во всем этом неисследимый и неизлечимый призвук – да что там, грохот – внутренней вульгарности.

Вот вам разница между искусством и прущим напролом массовым сознанием.

Критерий различения вольных нравов в хорошем смысле и вольных нравов в смысле плохом, между тем, существует. «Свобода от силы и лжи» – лучше Чехова не скажешь. Цыганка Кармен под этот критерий подходит. А общественная деятельница Брижитт Бардо с ее агрессивным пафосом – как и стоящие по другую сторону баррикад борцы с европейской цивилизацией – не подходят никак.

Кстати, о современном искусстве. 28 сентября 1991 года в Москве на Тушинском аэродроме прошел концерт Monsters of Rock с участием самых известных музыкантов. Похоже, что там уже многое было видно (и слышно). Месяц с небольшим после августовского торжества свободы. Свободный вход. И – свободная выпивка, из-за чего родился фразеологизм «тушинское попоище». Любители рок-музыки – и фанаты, а фанатство одного корня с фанатизмом. И милицейское избиение этих фанатов. В общем, как в капле воды советско-постсоветский социум и то, что ему предстояло.

И еще две даты. 90 лет назад, 28 сентября 1920 года, в Армению вторглись войска кемалистской Турции. Большевики Армении попросили у РСФСР помощи. И получили ее – через два месяца в Армению вступила Красная армия, которая устранила правившую там власть и установила большевистскую. Великодержавники Турции закономерно рассматривались Советской Россией как союзники, и их услугой Москва не могла не воспользоваться. А 28 сентября 1939 года Молотов и Риббентроп подписали свой второй пакт, менее известный, чем первый, от 23 августа. Теперь это был договор о дружбе и границе. За счет Польши и Литвы. Совсем другое качество зла даже по сравнению с хулиганом Караваджо. И вообще не чета вольности нравов в бытовых человеческих отношениях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
598
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2318
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1528
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1160

Другие новости