0
3422
Газета День в Истории Интернет-версия

01.04.2009 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 1 апреля

Тэги: праздники, гоголь


праздники, гоголь Акакий Акакиевич – маленькая песчинка величественного целого. Счастья это не прибавляет.
Кадр из фильма «Шинель»

Ну что ж, обменяемся поздравлениями. «С Днем смеха!» – «И вас тоже с Днем смеха, если не шутите...».

Хороший праздник. Всеобщий, но не государственный. До военных парадов еще, слава те господи, не додумались. Версий о происхождении этого дня множество, но одну обойти никак не смогу. Потому что некогда на Руси 1 апреля полагалось вводить в заблуждение домового, как раз в этот день памяти мучеников Хрисанфа и Дарии страдавшего весенним обострением. Поэтому, читаю в интернете, надо было сообщать домочадцам заведомо ложные сведения. Узнаю нашу лексику, российскую. Из УК не таких уж давних времен.

Были в этот день и другие обычаи. Открывать новые журналы, например. В 1908 году в Санкт-Петербурге вышел первый номер прославленного «Сатирикона» – когда же еще было запускать журнал смеха и иронии, как не 1 апреля? Редактором этого журнала был, между прочим, сам Аркадий Аверченко. А вот 1 апреля 1923 года появился на свет «Огонек» советского извода, так там редактором был Михаил Кольцов. Один из его преемников – Алексей Сурков, человек еще более советский, вздыхал над макетом очередного номера: «Ох, какая гадость... вот вранье безбожное... что за гнусность...» И подписывал – уже не впервой.

Кроме Дня смеха, сегодня в России еще День математика и День физика. Резонно: если кто помнит, были такие сборники, очень популярные, – «Физики шутят» и «Физики продолжают шутить». Одно время их не давали библиотекари: большинство остроумцев, там представленных, стали шутить в других широтах. Летят перелетные птицы, да. И сегодня же День птиц – 1 апреля 1906 года была подписана международная конвенция об их охране.

А главный герой этого дня внешне чем-то похож на птицу. И написал незабываемые о птицах слова. Даже пародийные стишки кто-то сочинил вослед, коверкая, ровно иностранец, всё и вся: «До середины Днепра/ Долетит редкий птиц./ Любит моголь с утра/ Гоголь из двух яиц». Нет, кроме шуток, Николаю Гоголю (ум. 1852) исполняется 200 лет. И вот уже в XXI веке в странной и темной глубине его текстов, самой гоголевской фразы можно найти про нас все.

Сущую чепуху, из которой вырастает черт знает что. «А вы, Иван Иванович, настоящий гусак». И несчастного Акакия Акакиевича, который сначала обрел, а потом потерял шинель. Шинель у гражданского чиновника – не что иное, как тот же мундир, что у воина – знак принадлежности к великому Целому. К вертикали власти. Он не может сказать себе, как герой Окуджавы 100 лет спустя: «Бери шинель, пошли домой!» – и переодеться в партикулярное платье. В шинели – смысл его существования.

Но и у Гоголя своя шинель: художнику дано высшее поручение (хочется сказать, приказ), миссия. Да, неосторожно он вывел такою смешною идею синтеза. «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича – я бы тогда тотчас же решилась». Собственно, сам Гоголь, почти как Гегель (созвучие!), от первого тома «Мертвых душ» с их пафосом отрицания и анализа пытался перейти ко второму, чтобы осуществить там синтез и утверждение. И тем поставить литературу на службу внелитературным целям (что особенно хорошо видно в «Выбранных местах»). А это катастрофа для художника, и недаром ее почувствовали столь разные люди, как Белинский и Набоков.

А вот и художественная историософия, извините за неуклюжесть определения. «Русь, куда же несешься ты? дай ответ. Не дает ответа». Лет 30 назад Наум Коржавин, по складу ума, в общем-то, консерватор, в отчаянии от хода дел дал ответ радикальнее некуда: «Куда летишь ты, птица-тройка?/ К едрене матери лечу».

И самое главное. Не пейзаж, а образ России. Финал «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»: «Сырость меня проняла насквозь. Печальная застава с будкою, в которой инвалид чинил серые доспехи свои, медленно пронеслась мимо. Опять то же поле, местами изрытое, черное, местами зеленеющее, мокрые галки и вороны, однообразный дождь, слезливое без просвету небо. – Скучно на этом свете, господа!»

Такие вот путевые заметки. Или записки сумасшедшего? Еще один поэт XX века откликнулся Гоголю, уже намеренно: «Колдуном наши души похищены,/ Заморожены в первом кругу,/ Может, все мы в России Поприщины,/ Да о том никому ни гу-гу». Александр Тимофеевский.

В догоголевские времена, при Александре I, был послом Сардинского королевства в Санкт-Петербурге французский философ и писатель, монархист-эмигрант Жозеф де Местр. Родился он тоже 1 апреля – в 1753 году, умер в 1821-м. Божественный промысел, Провидение – его высший авторитет. Соответственно и государство должно, по его мнению, основываться на воле Бога, а не на притязаниях человеческого разума. Но тогда у основания властной вертикали непременно будет Акакий Акакиевич. Или Поприщин – если ум просто не примет такого миропорядка.

И еще один сосед Гоголя по календарю. «Мне самой природой было суждено стать дипломатом, – говорил он, – я родился первого апреля». Это Отто фон Бисмарк (1815–1898), «железный канцлер», объединивший Германию «железом и кровью». Ему приписывают фразы, по стилю напоминающие якобы гоголевские (вроде той, что о дураках и дорогах). Например: «Никогда не воюйте с русскими. На каждую вашу военную хитрость они ответят непредсказуемой глупостью». Но результат, доказывают современные философы, определяется средствами (а не целью). И способ построения германского централизованного государства заложил мину под его будущим. Был Второй рейх, а Бог, по любимой пословице одного гоголевского персонажа, любит троицу.

Кстати, в некоторых не очень далеких от нас странах 1 апреля не шутят. Например, в Иране это важнейший и серьезнейший государственный праздник. 1 апреля 1979 года аятолла Хомейни по итогам всенародного референдума провозгласил Исламскую Республику Иран. Этому предшествовали исламские суды над сторонниками свергнутого шаха, отправившие на казнь сотни людей.

А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
830
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
777
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
651
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
424

Другие новости