0
1509
Газета День в Истории Интернет-версия

27.11.2008 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 27 ноября

Об авторе: В прошлое всматривался Петр Спивак.

Тэги: хроники, история, кропоткин, гребенщиков


хроники, история, кропоткин, гребенщиков Петр Кропоткин – князь, ученый, теоретик анархизма. Редкое сочетание качеств.
Фото Феликса Надара

Среди известных людей, в этот день появившихся на свет, необычно много таких, кого принято называть культовыми персонами.

Знаменитый киноактер, мастер боевых искусств и учитель сопутствующей им философии Брюс Ли (1940–1973). Рок-поэт, рок-певец и опять-таки учитель философии, гуру со стажем Борис Гребенщиков (р. 1953). Виртуоз рока – певец и композитор, первооткрыватель электрогитары Джими Хендрикс (1942–1970)...

Общее у них – личная харизма, которая перестает быть просто суммой средств художественной выразительности и действительно превращается в предмет культа. Но где культ, там нет равноправного диалога с художником, а есть взгляд на него снизу вверх. Не каждому ценителю искусства понравится – и не каждому художнику.

Для наглядности сопоставления – персонаж совершенно иного плана. Не артист, а ученый. Это родившийся 27 ноября 1701 года Андерс Цельсий (ум. 1744), шведский астроном, геолог и метеоролог, создатель привычной для нас температурной шкалы. «Температура по Цельсию», – говорим мы. В некотором роде, по Цельсию мы живем – но чувствуем себя рядом с ним вполне непринужденно. И ради нашего удобства шкалу Цельсия перевернули: он обозначил точку кипения воды как 0╠, а замерзания – как 100╠, а теперь все ровно наоборот.

Даже на скользкой политической почве встречаются деятели, которым не свойственна авторитарность. Сегодня речь пойдет о двоих.

27 ноября 1921 года родился Александр Дубчек (ум. 1992) – коммунист, видный деятель Компартии Чехословакии, то есть не либерал в строгом смысле слова. Однако именно он, будучи избран первым секретарем ЦК КПЧ, возглавил Пражскую весну 1968 года – период реформ, когда был объявлен курс на «социализм с человеческим лицом» и оказался демонтирован аппарат тоталитарного государства. Что, конечно, не могли допустить советские и прочие братья – ввели войска, вывезли из Праги (фактически как военнопленных) чехословацких руководителей, а потом насадили лояльную себе власть. Все это известно, но сейчас речь о другом.

Почему Дубчек и его соратники на это пошли? И чем бы обернулась их политика, если бы не вторжение? Мы-то знаем, что «социализм с человеческим лицом» – лозунг паллиативный, иллюзорный. Ну что ж, рано или поздно пришлось бы выбирать: или социализм, или свобода. И вполне возможно, что чехословацкие коммунисты-реформаторы решились бы отказаться от социализма. Выбрали бы свободу. Только они в этом случае уже не были бы коммунистами, а превратились бы скорее всего в социал-демократов. (Сам Дубчек дожил до краха социализма и после бархатной революции возглавил чехословацкий парламент). Здесь-то и зарыта собака: европейская политическая культура Чехословакии сохранила у многих тамошних коммунистов пуповину, которая связывала их с социал-демократическими и отчасти даже либеральными идеями – и которую наши коммунисты разорвали. Державнический, имперский социализм сталинской эпохи уничтожил родовые пятна социал-демократии, которые еще имелись в ленинские времена.

Сегодня же день рождения одного из выдающихся деятелей российского революционного движения, который, пожалуй, не был политиком. Петр Кропоткин (1842–1921), князь, крупнейший ученый-географ, занимавшийся исследованием горных ледников, был убежденным сторонником и теоретиком анархизма, автором книг и статей, где развивал идеи анархии. Не в вульгарном, конечно, смысле, а как действительный путь к свободе и достоинству человека. К Кропоткину относились почтительно, но никто не хотел к нему прислушаться. Ни коммунисты, уверовавшие в диктатуру пролетариата, в государство трудящихся. Ни некоммунисты самых разных толков – не в последнюю очередь потому, что от реальной послереволюционной анархии ничего хорошего не видели. «Анархист с меня стащил/ Полушубок теткин./ Ах, тому ль его учил/ Господин Кропоткин!» – такие тогда ходили стишки...

Другие времена, другие песни. Владимир Максимов, видный русский писатель, родившийся 27 ноября 1930 года, – один из самых ярых противников коммунизма среди позднесоветской интеллигенции, человек глубоко верующий, основатель и главный редактор эмигрантского журнала «Континент» – начинал свой творческий путь, как ни странно, не в прогрессивном «Новом мире», а в сталинистском «Октябре» и даже некоторое время был членом его редколлегии. Главный редактор «Октября» Всеволод Кочетов возлагал на Максимова большие надежды. Что обманулся – само собой; наверное, и Максимов питал иллюзорные надежды на своих журнальных покровителей. Но, судя по позднейшей его эволюции, этот эпизод не был чистой случайностью.

Дело в том, что «накопительство», «вещизм», «мещанство», как презрительно называли тогда в СССР буржуазные ценности, были Максимову органически чужды, враждебны. Он мог мириться с ними лишь тогда, когда получал от них отсутствующую в его жизни свободу. Его романы и повести – это картина социализма, увиденная талантливыми нелиберальными глазами, глазами участника «восстания масс». Вернувшись в постсоветскую Россию, Максимов не принял реформы категорически и стал выступать в «Правде» и «Завтра»: круг замкнулся. Умер в 1995 году.

Неприятие реформаторов – не исключение, а правило: ведь на актуальные вопросы они дают неудобные ответы. Это все равно что быть министром финансов, который всем должен давать отпор, говоря: «Денег нет!» Граф Егор (Георг) Канкрин, министр финансов империи, наверное, тоже это говорил. Родился он 27 ноября 1774 года, умер в 1845-м. Время было стабильное, николаевское, либералом Канкрин не был, но денежные реформы провел и добился бездефицитного бюджета. В должности министра пробыл 21 год – наверное, рекордный срок. 22 – уже был бы перебор.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
363
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
401
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
577
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
487

Другие новости