0
1545
Газета День в Истории Интернет-версия

21.10.2008 00:00:00

Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 21 октября

Об авторе: В прошлое всматривался Петр Спивак

Тэги: хроники, октябрь, сахаров, шварц


хроники, октябрь, сахаров, шварц В фигуре адмирала Нельсона на вершине Трафальгарской колонны величие и даже надменность видны невооруженным глазом.
Фото Reuters

Многие события и лица, связанные с этим днем, побуждают нас задуматься о человеке и о данных ему исторических обстоятельствах. Об их масштабах и наших характерах.

21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на атлантическом побережье Испании произошло крупнейшее морское сражение наполеоновских войн – между английскими и франко-испанскими силами. Десятки линейных кораблей, десятки тысяч матросов и офицеров. Британцы победили, не потеряв ни одного корабля, но от неприятельской пули погиб их командующий – адмирал Горацио Нельсон. В память об этой битве названа площадь в центре Лондона с триумфальной колонной, на которой возвышается статуя Нельсона. Что ж, событие действительно историческое. Но не более ли значимо для истории другое, по сравнению с ним внешне весьма скромное?

21 октября 1879 года Томас Алва Эдисон продемонстрировал публике первую доведенную до стадии коммерческого продукта лампочку накаливания. Колонны Эдисона, как известно, не существует, но это не умаляет его величия. Просто у Эдисона, создавшего столь немонументальный предмет, другая эстетика. И ее истоки тоже в глубине веков.

21 октября 63 года до н.э. Марк Цицерон произнес в римском сенате речь, разоблачающую заговор Катилины – популистского лидера, как мы бы назвали его сегодня. До сих пор студенты-гуманитарии, зубря латынь, твердят коронную фразу Цицерона: «До каких пор, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением?» И, наверное, думают при этом о тех, кто докучает им самим. Что ж, сказано на все времена и на многие случаи жизни.

Так, спустя без малого две тысячи лет в ситуации во многом схожей оказался родившийся 21 октября 1790 года Альфонс де Ламартин, признанный при жизни классик французской поэзии и политический деятель (ум. 1869). В революционные дни 1848 года, когда народная толпа была готова разогнать временное правительство, он, министр иностранных дел этого правительства, спас его своей речью об ужасах революции и в защиту трехцветного знамени от красного. Его послушали. Что, однако, ничуть не помогло ему на последовавших вскоре выборах – сначала президентских, а затем в парламент. Он собрал слишком мало голосов...

21 октября 1861 года родился еще один политический лидер революционной эпохи – первый председатель Временного правительства России князь Георгий Львов (ум. 1925). Видный деятель земского движения, убежденный толстовец... Почва уходила из-под ног, и ему пришлось покинуть Россию. В которой большинству народа деятели Временного правительства до сих пор видятся, по старой памяти, какими-то ходячими карикатурами.

Когда общество погружается в тоталитаризм, оно подобно затонувшему кораблю, во внутренностях которого в воздушных мешках какое-то время могут оставаться живые люди. В СССР роль таких мешков играли специфические профессиональные, социальные, культурные ниши, которые в связи с теми или иными потребностями власти сохранялись или заново формировались. Такой нишей была, например, ядерная физика. Причем люди там сосредоточились непростые, и они то и дело размыкали рамки своих ниш. Тогда у этих людей начинались проблемы. В том числе весьма необычные.

21 октября 1973 года в Москве к опальному академику Андрею Сахарову пришли двое, назвавшиеся представителями палестинской организации «Черный сентябрь», и пригрозили с ним расправиться, если он письменно не дезавуирует свои заявления, сделанные в связи с шедшей тогда войной на Ближнем Востоке. Сахаров, конечно, отказался.

Система ниш, естественно, была рассчитана на то, чтобы ограничить значение и влияние людей, которые в них работали, не дать им распространить в обществе опасные веяния. В советской культуре изолированными нишами стали художественный перевод, коим жили многие опальные поэты, или детская литература. Но полная управляемость в культуре невозможна. И вдруг обнаруживалось, что поэты-переводчики заявляют о себе как авторы оригинальных стихов, а детские писатели пишут «для изрядного возраста». А главное, для людей внутренне взрослых, совершеннолетних.

Может быть, самый яркий пример такого рода – человек, чей день рождения приходится на сегодня. Сказочник Евгений Шварц (1896–1958). Написал он много, но центр тяжести – своего рода тетралогия, создававшаяся с 1934 по 1943 год: «Голый король», «Обыкновенное чудо», «Тень», «Дракон». О советской (и тем более постсоветской) реальности там впрямую не сказано ничего – и в то же время сказано все. «Дракон» – вещь абсолютно пророческая, «через головы поэтов и правительств», и сегодня не выученный нами урок Шварца остается в повестке дня. Шварц уловил самую суть тоталитаризма: в нем угнетающее начало рассредоточено, заполняет все поры общества. «Работа предстоит мелкая. Хуже вышивания. В каждом из них придется убить дракона», – это о тех, кто живет уже после дракона. Потому что тот оставил в наследство «прожженные души, дырявые души, мертвые души».

До каких пор, драконы, вы будете...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
922
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1083
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1507
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1214

Другие новости