В 2005 году все государства-члены Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) взяли на себя обязательство добиваться всеобщего охвата населения медицинскими услугами. Это было коллективное выражение веры в то, что все люди должны иметь доступ к здравоохранению без риска обнищания. Инструментом достижения этой цели во многих странах, и в том числе в России, становиться развитие электронного здравоохранения.
В 2010 году стартовали наиболее масштабные инициативы в этой области — Программа создания единого цифрового пространства в Европе (Digital Agenda for Europe) и Инновационный союз (Innovation Union) — в рамках стратегии ЕС «Европа-2020». В обоих проектах особое внимание уделяется роли электронного здравоохранения. Например, программа создания единого цифрового пространства в Европе предусматривает множество мер и задач по поддержке достойной и самостоятельной жизни населения ЕС. Стратегия Инновационного союза включает концепцию Европейского инновационного партнерства. Сегодня 58% стран-членов ВОЗ имеют государственную стратегию электронного образования, при этом 87% стран имеют одну или более национальных инициатив в сфере электронного здравоохранения.
В 2011 году в России также развернулась государственная программа по информатизации (ЕГИС) здравоохранения. На информатизацию отечественной медицины были выделены 19,6 млрд руб. из федерального и 9,6 млрд руб. из региональных бюджетов — всего 29,2 млрд руб. В итоге только за 2011 год Россия поднялась на две строчки во всемирном рейтинге IDI («Индекс развития ИКТ»), переместившись на 38-е место с 40-го, которое отечественная ИКТ-отрасль занимала в 2010 году, а также поднялась на 32 пункта на 27-е место в рейтинге уровня развития электронного правительства в мире, подготовленном ООН.
России пока есть на кого равняться в мире, поскольку некоторые страны демонстрируют примеры успешного воплощения программы информатизации системы государственного здравоохранения:
Так, в Канаде разработана программа InfoWay — национальная информационная инфраструктура в сфере здравоохранения. В нее входит внедрение электронного паспорта здоровья, создание IT-системы, объединяющей клиники, лаборатории, аптеки и другие медицинские учреждения, создание национальных реестров, справочников и классификаторов в сфере здравоохранения, а также внедрение телемедицинских технологий.
А в Великобритании Connecting for Health Programme NHS UK является частью Департамента Управления информатики здравоохранения. Программа стартовала в 2002 году, предполагаемый общий объем инвестиций составил порядка 20 млрд фунтов.
В Австралии информатизация здравоохранения осуществляется в рамках проекта NEHTA (National E-Health Transition Authority). Deloitte Consulting уже подсчитали, что инвестиции в 2,6 млрд долларов в электронное здравоохранение Австралии принесет выгоду в размере 5,7 млрд долларов в течение 10 лет. В соответствии с отчетом организации, на данный момент 95% медицинских учреждений Австралии используют информационно-коммуникационные технологии.
А в Дании Национальная медицинская информационная система MEDCOM ежедневно передает более 80 тыс. сообщений. К этому проекту подключены 100% стационаров, аптек и станций скорой помощи, 90% врачей общей практики, 98% лабораторий, 55% врачей-специалистов и 20% муниципалитетов страны. Согласно данным проведенного исследования, благодаря MEDCOM к середине 2004 года национальной системе здравоохранения удалось сэкономить 22,5 млн евро.
Россия не намерена отставать от лидеров
Технологической основой для реализации системы электронного здравоохранения является Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). При этом единственным исполнителем контрактов по развитию и поддержке ключевых подсистем ЕГИСЗ, а также системы мониторинга закупок лекарственных препаратов и телемедицины на 2017–2018 годы определена госкорпорация «Ростех».
В лице Национального центра информатизации (НЦИ) «Ростех» уже создал федеральный сегмент телемедицинской подсистемы, которая в ближайшее время начнет эксплуатироваться. НЦИ и ее дочерняя компания «Барс Груп» также реализуют медицинские информационные системы для регионов и медицинских организаций.
Система электронного здравоохранения предполагает интеграцию всех имеющихся в здравоохранении ресурсов, а также их оптимизацию и эффективное планирование. Речь идет о повышении качества управления, оптимизации потоков пациентов, устранении излишних бюрократических звеньев, организации безбарьерного взаимодействия между всеми звеньями системы здравоохранения, активизации процессов широкого и быстрого внедрения в медицинскую практику новейших технологий диагностики и лечения.
На конец 2016 года 83 субъекта РФ уже внедрили медицинские информационные системы, в которых ведутся электронные медкарты пациентов. К 2018 году на 100% застрахованных по ОМС граждан будут заведены электронные медкарты. Помимо этого, в системе будет содержаться информация о более чем 1,2 млн медработников. К 2025 году 99% медицинских организаций страны перейдут на электронную медицинскую документацию, около 48 млн человек будут использовать функционал Личного кабинета пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).
Еще один масштабный проект корпорации в сфере электронного здравоохранения — Информационно-аналитическая система (ИАС) лекарственных препаратов (ИАС ЛП). «Ростех» в лице «РТ-Проектные технологии» по поручению президента Владимира Путина от 10 августа 2016 года провел работы по созданию информационно-аналитической системы мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов. Система призвана повысить эффективность закупок лекарств в стране и оперативно выявлять отклонения цен на закупаемые препараты от расчетных средневзвешенных значений. ИАС позволяет проводить анализ закупок лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд. Также в ИАС заработал механизм расчета референтных цен на лекарственные препараты на основании заключенных контрактов.
Сейчас система разработана и передана в Минздрав России. Проводится ее опытная эксплуатация, в ней зарегистрировано более 50 тыс. государственных контрактов за 2017 год по закупке лекарственных препаратов на общую сумму 34,8 млрд рублей, сведения по которым получены из Единой информационной системы в сфере закупок.
ИАС позволяет проводить анализ закупок лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд. Также в ИАС заработал механизм расчета референтных цен на лекарственные препараты на основании заключенных контрактов. При внедрении ИАС ожидается повышение эффективности расходования средств, выделяемых на закупку лекарственных препаратов, минимум на 10%, что позволит сохранить бюджету около 50 млрд руб.
Рынок телемедицины накануне взрывного роста
Эксперты уверены, что рынок телемедицины в коммерческом сегменте может показать взрывной рост при условии, что будет выстроено правовое поле, определяющее взаимоотношения пациента и врача. «Ростех» активно участвует в развитии телемедицинских технологий — как в рамках создания и развития федеральной телемедицинской системы Минздрава России для организации и проведения плановых дистанционных консультаций между региональными медицинскими организациями и федеральными медицинскими центрами, так и в ходе работы над созданием мобильного (переносного) телемедицинского комплекса, который может применяться в первичном звене государственной системы здравоохранения, а также в частных медицинских организациях.
Ведущие концерны корпорации, такие как «Швабе», «КРЭТ», «Росэлектроника» и ОПК поставляют на российский рынок (и не только на российский) современное медицинское оборудование. Есть отличные примеры синергии внутри корпорации: «Швабе» и «БАРС Груп» начали проработку совместного продукта в области телемедицины — программно-аппаратного комплекса «Акушерство и неонатология». В частности, подтвержденный эффект использования системы по родовспоможению уже зафиксирован в Нижегородской области: за два года показатель материнской смертности в регионе снизился на 50%.
По Программе развития перинатальных центров в Российской Федерации «Ростех» является заказчиком по строительству 14 подобных медучреждений. Создание единого информационного пространства сети перинатальных центров повысит доступность и качество медицинской помощи матери и ребенку. Благодаря информационной системе будет обеспечен непрерывный контроль ведения беременности на всех этапах. Система позволит отслеживать информацию о беременных с высокой группой риска, агрегировать данные о ситуации с родовспоможением в регионе, проводить аналитику в масштабе Российской Федерации.
Информационные технологии изменяют медицину
В целом же можно констатировать, что медицинский сектор при все большей интеграции информационных технологий стремительно меняется. Сегодня можно говорить о новой гонке государств — по построению медицины следующего технологического уклада. При этом Россия, занимая лидирующее место в мире по количеству действующих врачей на 1000 человек населения, до сих пор фиксирует крайне низкие показатели по продолжительности жизни и радикально изменить ситуацию ей позволят новые технологические решения.
Для этого необходима отдельная работа по вовлечению в систему электронного здравоохранения всех ее участников, и в первую очередь — медицинских сотрудников, что позволит значительно ускорить распространение цифровых медицинских систем. Пока критически важным аспектом способным сдерживать цифровизацию медицины, является безопасность данных в области здравоохранения. При этом «Ростех» имеет явные конкурентные преимущества в сфере информационной безопасности (ИБ), что позволяет развивать направление ИБ-модулей для коммерческих решений. В качестве еще одного важного перспективного направления электронного здравоохранения можно отметить электронную коммерцию. Согласно статистике, в США 22 млн человек ежедневно работает в этой экономике, 53% американских врачей положительно относятся к электронной коммерции в медицине.
комментарии(0)