0
5101
Газета Здоровье Интернет-версия

18.10.2017 00:01:00

Все смешалось в роддоме Абрикосовых

Игорь Шумейко

Об авторе: Игорь Николаевич Шумейко – историк, писатель, журналист.

Тэги: история, больница, медицина, роддом, абрикосовы


история, больница, медицина, роддом, абрикосовы Легендарный «Бесплатный родильный приют и гинекологическая лечебница» на Миусской площади в Москве. Фото 1910-х годов

Вышедшие из крепостных крестьян в купцы фабриканты Абрикосовы – династия, украсившая, обогатившая и, кроме того, «подсластившая» историю и жизнь отечества. Алексей Иванович Абрикосов – «шоколадный король России», один из осколков его громадного «королевства» – ныне концерн «Бабаевский».

Среди потомков – Герой Социалистического Труда, академик Алексей Иванович Абрикосов. Знаменитый патологоанатом, Алексей Иванович руководил вскрытием тел В.И. Ленина  (22 января 1924 года), М.В. Фрунзе  (1925), В.М. Бехтерева  (1927), В.В. Куйбышева  (1935), В.П. Ногина (1924). Из этого же рода Абрикосовых – физик, нобелевский лауреат 2003 года Алексей Абрикосов.

Но речь пойдет о другой части наследия «шоколадного короля», другой сладости жизни: любви и детях. Его супруга Агриппина Александровна родила 22 детей, посвятив жизнь их воспитанию. Впрочем, штамп «посвятив всю жизнь» не подойдет потому, что другую жизнь часть ее она посвятила материнству, родовспоможению: учредила и содержала городской бесплатный родильный приют. Завещала 100 тыс. руб. на его содержание и расширение.

Далее к «сладости жизни» подмешивается горечь, а еще ирония и абсурд в уникальной консистенции. Условно это можно назвать даже троллингом, за 80 лет до явления Интернета...

«Бесплатный родильный приют и гинекологическая лечебница с постоянными кроватями Агриппины Александровны Абрикосовой в Москве» на Миусской площади переименовывается в честь Надежды Константиновны Крупской. Сказать, что не рожавшая жена вождя имела к «материнству чисто теоретическое отношение», тоже не совсем верный штамп, ибо идею деторождения она подтачивала и теоретически – выступая за аборты как неотъемлемую часть «женских свобод». Довольно быстро, уже 6 декабря 1918 года, прошло переименование. Памятную табличку Абрикосовой сбили, заменив портретом Надежды Константиновны.

Но врачи (и роженицы) продолжали свое дело. Так, дореволюционные московские газеты отмечали, что абрикосовский роддом – «новая эра в деле подачи акушерской помощи московскому населению не столько потому, что здание специально выстроенное соответствовало всем требованиям науки, но главным образом потому, что в основу ведения дела и ухода были положены новые принципы... Роддом служит, так сказать, рассадником практических акушерских знаний... в нем совершенствовались сотни врачей и акушерок... служит клиникой для московских женских курсов».

Так и в новые времена роддом № 6 сочетал практику с развитием медицинских наук, сотрудничал с Институтом питания Российской академии медицинских наук в разработке программы по внедрению и пропаганде грудного вскармливания. В 1999 году роддом первым в Москве получил звание ВОЗ/ЮНИСЕФ – «Больница, доброжелательная к ребенку».

С 2003 года роддом возглавляла доктор медицинских наук Светлана Генриховна Брагинская, сформировавшая достойный коллектив. Из 16 врачей акушеров-гинекологов – четыре кандидата наук, восемь имели высшую квалификационную категорию.

В 1994 году историческая справедливость и имя основательницы были восстановлены. Но, увы... восстановить доброе имя Агриппины Александровны Абрикосовой еще не значит восстановить и семейные традиции времен Абрикосовых. Это мы подходим к деторождению, демографии. В 2012 году роддом закрыли, здание отдали ГКУ «Соцэнерго». История роддома закончилась... Но не совсем.

Возглавляя его девять лет, Светлана Брагинская собирала и сохраняла все «артефакты эпохи» – предметы, связанные с российским акушерством. «Для сохранения памяти о выдающихся людях, создавших этот оазис акушерской науки, в 2006 году, к 100-летию роддома, сотрудниками и мной после серьезной работы в архивах и встречами с потомками был выпущен буклет, – рассказывает Светлана Брагинская. – В 2008 году в выписной комнате создана экспозиция. Вещи приносили друзья, знакомые. Но самый весомый вклад сделали московские акушеры-гинекологи: родильная кровать 1906 года, пояс новорожденного при пупочной грыже; крестильная рубаха; серебряный рожок для кормления новорожденных и многое другое...»

Новым хозяевам здания, управе, префектуре эта «рухлядь» была не нужна, и сотрудники бывшего роддома ее вывезли. Но не будем спешить и с осуждением черствого «Соцэнерго». Они с первым директором Э.И. Матаевым установили памятник А.А. Абрикосовой, выделили комнату, предложили вернуть музейную экспозицию. Врачи вновь все собрали, привезли. Мини-музей российского акушерства заработал. Но вот новый директор А.Б. Кожиев сообщил доктору Брагинской, что ему экспозиция не нужна. И это можно понять: где энергетика – и где акушерство!

«Я не могла ее вывезти за один день, поэтому был оформлен акт передачи на временное хранение от Матаева Э.И. Кожиеву А.Б. с подтверждением моего права владения всеми вещами экспозиции», – поясняет Брагинская. Но возвращение затянулось и до сего дня. Акушеры обратились в суд с исковым заявлением о возврате имущества из хранения. Их заставили предоставить все документы, подтверждающие собственность дарителей, отказали в вызове свидетелей.

Дело осложнилось тем, что в договоре хранения, заключенном между Брагинской С.Г. и Матаевым Э.И., была перепутана дата. Суд постановил: «Неверно указанный год в Приложении № 1 к сопроводительному письму не может являться технической ошибкой, так как не был исправлен впоследствии в порядке, предусмотренном гражданским законодательством».

Цитировать все судебные документы – значит съесть всю площадь этого выпуска «НГ». Тем более я не намерен их оспаривать. Могу лишь констатировать: доктор медицинских наук, специалист по родовспоможению, помогшая родиться на свет сотням детей, Светлана Брагинская не смогла помочь рождению... документа юридически безупречного и теперь обращается с просьбой: «От лица всех дарителей экспозиции помочь ее вернуть, чтобы собранные предметы могли лечь в основу Музея московского акушерства».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
954
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1118
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1557
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1258

Другие новости