Электронные сигареты требуют специального законодательного регулирования. Фото Reuters
Причины, по которым развивается рак, называют разные. Но одна из них несомненна – курение. Оно вызывает более 30% всех случаев рака, включая рак легкого, гортани, глотки, пищевода.
В 2008 году Россия присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табакокурением. С тех пор принят ряд антитабачных законов, действуют многие запреты и ограничения по части курения. Все это дало ощутимые результаты. В 2009 году число курящих среди взрослого населения России составляло 39%, к 2014 году снизилось до 33%. Но за последние три года оно не уменьшилось. По данным опроса ВЦИОМа, проведенного в июне 2016 года, курит по-прежнему около трети россиян.
Разработана новая концепция, которая еще сильнее ужесточает отношение к курильщикам: полный запрет курения табака в коммунальных квартирах, на всех видах автомобильного общественного транспорта, при оказании услуг по междугородным и международным перевозкам пассажиров, на остановках общественного транспорта и на расстоянии трех метров от них. Нельзя будет курить на расстоянии трех метров от входов в здания торговых центров, в подземных и надземных пешеходных переходах и даже в личном автомобиле в присутствии детей. Запрет распространяется и на курение в присутствии лиц, возражающих против курения табака вне зависимости от типа помещения, даже в собственной квартире. Но главная новация – запретить продажу табачных изделий тем, кто рожден в 2015 году и позже, когда они достигнут совершеннолетия. Круто!
Накануне Всемирного дня борьбы против рака, который ежегодно отмечается 4 февраля, мы поговорили о новых запретах и взаимосвязи курения и онкологических заболеваний с президентом Противоракового общества, заведующим отделом эпидемиологии и профилактики Онкоцентра им. Блохина, академиком Давидом Заридзе.
«В стране должна быть научно обоснованная антитабачная программа и соответственно антитабачный закон. Повторяю, научно обоснованная программа, а не оппортунистская, – заявил Давид Заридзе в беседе с обозревателем «НГ». – Я категорически против некоторых бредовых мер в предлагаемой концепции, например запрета продажи сигарет лицам, родившимся после 2015 года. Это перечеркивает все разумное, что там есть, вызывает отторжение и даже протест. Не надо проявлять фанатизм, а некоторые антитабачные активисты – фанатики. Они понимают, что курение – это плохо и с ним надо бороться, но как бороться, не знают».
Академик Заридзе объяснил, что основные канцерогенные и токсические вещества табачного дыма содержатся в смоле. Они вызывают злокачественные опухоли, а также хронические заболевания легких. Подавляющее большинство канцерогенных веществ в составе табачного дыма образуется во время затяжки в результате горения табака при очень высоких температурах. Поэтому если табак не горит, а нагревается, канцерогенные вещества в принципе не должны образовываться.
Никотин сам по себе практически безопасен, хотя является инструментом зависимости, вследствие которой при попытках отказа от курения возникает симптом абстиненции (ломка). В связи с этим один из методов отказа от курения – научно обоснованная концепция никотинзаместительной терапии, рассказывает президент Российского противоракового общества. Например, инструмент никотинзаместительной терапии – электронные сигареты. Они не содержат смолу, но поставляют в организм курящего никотин, в котором он нуждается. Это и является принципом никотинзаместительной терапии.
«Большую популярность среди желающих бросить курить приобрели «нагревательные» сигареты, – продолжает Давид Заридзе. – Они имитируют настоящие сигареты, ближе к процессу курения, так как содержат табак. Но табак не горит, а нагревается, поэтому канцерогенные вещества не образуются, а вкусовые ощущения сохраняются». Поведенческий фактор играет очень важную роль. Электронные и «нагревательные» сигареты – не лекарство. Именно поэтому курильщики предпочитают использовать их, чтобы бросить курить. Вроде не лечился, а сам бросил.
«Распространенность курения в развитых странах снижается. По данным Минздрава РФ, этот процесс происходит и в России, – подчеркивает академик Давид Заридзе. – Однако он крайне длительный. Великобритании понадобилось 50 лет, чтобы снизить процент курящих мужчин с 75 до 25%. Использование продуктов пониженного риска, имитирующих курение, не только имеет право на существование, но и полезно. Утверждая это, я опираюсь на принятую в науке концепцию снижения опасности, риска (Hazard reduction). В 2014 году 30 известных ученых, которые посвятили жизнь изучению проблемы курения и здоровья, написали письмо директору ВОЗ, в котором они говорят как раз об этом. По их мнению, на данном этапе такие «курительные» устройства принесут больше пользы, чем вреда. Я их поддерживаю».
По мнению Заридзе, электронные сигареты нужно законодательно регулировать не как табачный продукт – ведь в них нет табака. В отношении нагревательных сигарет при законодательном регулировании следует учитывать, что в них табак не горит, а нагревается, и канцерогенные вещества в принципе не должны образовываться – ведь основные канцерогенные и токсические вещества табачного дыма содержатся в смоле. Человек курит из-за никотина, а умирает из-за смолы. Рекомендации по изменению жизни не должны быть основаны на эмоциях, а законодательство – тем более.
В заключение академик Заридзе подчеркнул, что лучший способ предупредить развитие рака – бросить курить. Но бороться надо с курением, а не с курильщиками, большинство которых на самом деле хотят, но не могут бросить курить. Как тут не вспомнить Марка Твена, который писал: «Бросить курить очень просто. Я делал это тысячи раз».