Газета Здоровье Интернет-версия

07.10.2014 00:01:00

Левша левше – рознь

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Эруандович Лалаянц – кандидат биологических наук.

Тэги: исследование, левша, мрт, языковая латерализация. аутизм, гены, мутации

исследование, левша, мрт, языковая латерализация. аутизм, гены, мутации Найдено средство, которым можно помогать «заблудившемуся» разуму. Кадр из фильма «Человек дождя». 1988

Известный факт: Ленин и Сталин не могли говорить после мозгового инсульта, поскольку у них было поражено левое, доминантное для речи, полушарие головного мозга. Считается, что 7,5% женщин и 8,8% мужчин рождаются левшами (леворуких почему-то больше рождается зимой), в результате чего доминантным, двигательным полушарием оказывается правое. Подобный перекрест получил название «кросс-латерализация». А что же с речевым центром у левшей, которых до конца 1980-х считали дегенеративными?

Этим вопросом задались сотрудники университета Бордо, которые с помощью функционального магнито-резонансного томографа (фМРТ) обследовали почти три сотни людей (297), 153 из которых были леворукими. Томограф позволил вычленить три типа языковой латерализации, которая имеет место у 78% левшей. Для 15% левшей определить доминантность не удалось (амбилатеральные). Полная атипичность наблюдалась лишь у 7% левшей, принявших участие в исследовании. В своей публикации в журнале PLoS One ученые пришли к выводу, что определение «рукости» недостаточно для выявления доминантности полушария у небольшой группы леворуких. Вполне возможно, что этот феномен поможет объяснить генетика, которая находит все большее применение в нейробиологии.

Примером этого является работа, появившаяся в журнале Cell. Исследователи университета им. Вашингтона в Сиэтле (США) в сотрудничестве с коллегами из дюжины центров по всему миру проанализировали состояние гена CHD у более чем 6 тыс. детей. Более половины из этих детей имели расстройства аутичного спектра. Впервые удалось «поймать» ген, мутации которого достоверно приводят к аутизму. Название гена расшифровывается как Chromatin Helicase DNA, указывая на геликазу как важнейший фермент манипулирования ДНК и активностью генов. Геликаза (сравни: геликоптер) разворачивает спираль плотно свернутой ДНК, что необходимо для считывания генов.

Мутации гена были найдены только у 15 из 3730 детей с аутизмом, что говорит о наличии и многих других генов. Изменения в гене обнаруживаются у детей с нарушениями формирования лицевого черепа, макроцефалии (большой мозг и голова). В данном исследовании мутации CHD не обнаружили у 2289 братьев и сестер детей с аутизмом и 8792 контролей. Теперь необходимо разбираться с тем, что делает белок гена и какова его роль в развитии нейронов и их отростков по ходу эмбрионального развития.

Оно, как известно, весьма неравномерно в отношении различных отделов мозга, одни из которых старше и примитивнее, а другие моложе и более продвинутые. К первым, в частности, относится эмоциональная кора переднего отдела поясной извилины на срединной поверхности полушария и гиппокамп, нейроны которого отвечают за формирование и хранение памяти. Задний отдел поясной извилины эволюционно моложе и его клетки отвечают за высокое мышление и контроль наших действий и поступков. Им помогают нейроны таламуса – глубоко лежащего зрительного бугра, – также срединного отдела префронтальной, или предлобной коры (mPFC). Эти отделы участвуют во сне, считающемся необходимым для переработки пережитых за день эмоций, в обучении и консолидации памяти, а также в «коупинге» (coping) – способности справляться со стрессами, последствиями травм и депрессиями.

Журнал Human Brain Mapping – «Картирование мозга человека» – приводит данные обследования мозга 15 добровольцев, которым в ходе фМРТ-исследования вводили раствор псилоцибина, алкалоида галлюциногенных грибов, который очень «похож» на вещество хорошего настроения серотонин (другой группе волонтеров вводили «безобидный» раствор глюкозы).

Статья имеет довольно непривычное название: «Расширенный репертуар динамических состояний мозга в ходе психоделического опыта». Оно связано с известным свойством алкалоида расширять сознание человека. Томограф показал увеличение мозгового кровотока (CBF – Cerebral Blood Flow) в перечисленных выше старых и новых структурах мозга. Авторы полагают, что псилоцибин можно использовать при лечении разного рода расстройств мозговой деятельности и эмоций, а также для подавления функционального «шума», ведущего к самообману личности и мешающего нашему разуму.