0
8929
Газета Здоровье Интернет-версия

30.09.2014 00:01:00

Единые принципы оплаты медпомощи

Наталья Стадченко

Об авторе: Наталья Николаевна Стадченко – председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Тэги: регионы, медпомощь, оплата


регионы, медпомощь, оплата С 2013 года начато приведение систем оплаты медицинской помощи всех регионов к единообразию. Фото Trend/PhotoXPress.ru

В последние годы велась активная работа по внедрению в субъектах Российской Федерации единых принципов организации и финансирования медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (ОМС). С 2014 года все регионы получают одинаковый объем средств в расчете на каждого застрахованного в системе ОМС в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи с учетом коэффициента дифференциации (территориальные надбавки к заработной плате, протяженность территории, уровень транспортной доступности и т.п.).

Программой государственных гарантий установлен перечень заболеваний, при которых медицинская помощь оказывается за счет средств ОМС. Это практически все существующие заболевания, кроме социально значимых: туберкулеза, ВИЧ-инфекции, венерологии, психиатрии и наркологии, при которых медицинская помощь тоже предоставляется бесплатно за счет бюджетных средств. Если пациент обратился в медицинскую организацию с заболеванием, которое оплачивается за счет средств ОМС, то все показанные ему по состоянию здоровья диагностические и лечебные мероприятия выполняются бесплатно. Платно могут быть предоставлены сервисные услуги: пребывание в маломестной палате, индивидуальный медицинский пост при отсутствии медицинских показаний и т.п.

Отмечу, что в 2011 году действительно отмечался дефицит финансирования территориальных программ ОМС в ряде субъектов, в итоге сложился высокий уровень дифференциации тарифов на оплату медицинской помощи. В 2013 году были внесены изменения в методику расчета тарифов на оплату медицинской помощи, позволяющие конкретизировать расчеты тарифов, осуществлялась работа с тарифными комиссиями в субъектах Российской Федерации, что наряду с единым нормативом финансирования позволило значительно снизить дифференциацию тарифов. Сейчас в подавляющем большинстве субъектов она не превышает 20%. Жалобы на различие в тарифах на оплату медицинской помощи по ОМС в разных регионах во многом сейчас являются следствием некорректного сравнения.

Почти 20 лет законодательством допускалось использование в регионах различных способов оплаты медицинской помощи: за услугу, за койко-день, за посещение врача, за законченный случай лечения заболевания. При таком разнообразии способов оплаты и существенно различающимся финансировании регионов в каждом сложилась своя система тарифов.

Для корректного сопоставления тарифов следует использовать сопоставимые единицы: тариф на оплату законченного случая лечения в субъекте, где медицинская помощь оплачивается по клинико-профильным группам заболеваний, не сопоставим с тарифом в другом субъекте, где оплата осуществляется по клинико-статистическим группам (КСГ). В результате подобного сравнения появляется информация о сильно различающихся тарифах, что не соответствует действительности.

С 2013 года начато приведение систем оплаты медицинской помощи всех регионов к единообразию. Из перечня возможных способов оплаты исключены неэффективные и предложены наиболее эффективные, признанные во всем мире способы.

Большинство развитых стран для оплаты стационарной медицинской помощи применяют систему КСГ. С 2013 года мы приступили к созданию российской системы КСГ с учетом действующей нормативной правовой базы по учету медицинских услуг.

Внедрение такой системы повышает справедливость оплаты медицинской помощи. Все существующие заболевания группируются с учетом клинически однородных мероприятий, размера и структуры расходов, необходимых для их выполнения. Существенным фактором является выполнение либо невыполнение при лечении хирургической операции, а также ее сложность. Операции каждого профиля в данной группировке разделены на пять уровней сложности: чем сложнее операция, тем больше оплата.

В итоге в тех регионах, которые начали оплачивать стационарную медицинскую помощь по этой системе, по факту увеличивается количество выполненных сложных оперативных вмешательств, сокращаются очереди пациентов на них, совершенствуется трех-

уровневая система оказания медицинской помощи: потоки пациентов распределяются по медицинским организациям в зависимости от сложности лечения.

Идеологически система КСГ принципиально отличается от стандартов медицинской помощи. Стандарт – универсальный документ, на его основании можно спрогнозировать объем необходимых финансовых ресурсов, осуществить контроль качества медицинской помощи.

Но в полной мере ни одна из указанных задач не может быть реализована только на основе стандарта: он определяет среднюю частоту применения того или иного исследования и в связи с этим предполагает одинаковый размер оплаты лечения вне зависимости от его сложности. Соблюдение стандарта часто становится причиной выполнения не показанных пациенту исследований, необоснованного увеличения длительности лечения для соответствия указанным в стандарте срокам, способствуя увеличению фактических расходов на лечение.

Необходимо учитывать, что существует более 30 тыс. заболеваний, а это делает задачу разработки и непрерывной актуализации стандартов по каждому из них практически невыполнимой – оплата лечения части из них все равно будет осуществляться по остаточному принципу.

Система КСГ компенсирует указанные недостатки стандартов медицинской помощи: группировка включает все существующие заболевания, а также более 2 тыс. хирургических вмешательств, стоимость которых не нормируется по каждой позиции, а определяется с учетом системы коэффициентов, что позволяет обеспечить сбалансированность всей системы. Однако задачей КСГ не является регулирование качества оказания медицинской помощи, инструментом которого в международной практике чаще всего выступают клинические рекомендации (протоколы лечения). Интенсивная разработка подобных протоколов в настоящее время ведется и в нашей стране. При этом в совокупности КСГ и клинические рекомендации должны составить достойную альтернативу действующим стандартам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
994
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1227
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1119
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1114

Другие новости