Леонид Рошаль хочет увеличить численность россиян, довольных здравоохранением.
Фото Елены Рыковой
Вчера президент Владимир Путин демонстрировал свою заботу о демографии и о качестве медицины в стране. Такая забота особенно показательна на фоне закрытия роддомов, сокращения сети лечебных учреждений и недофинансирования здравоохранения. Одновременно с визитом Путина в одну из самых дорогих клиник председатель Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль выступил в Москве с заявлением, что в ближайшие два-три года ждать улучшений в сфере здравоохранения не приходится. Новый Минздрав будет долго исправлять ошибки предшественников. Но и после этих двух-трех лет перспективы тоже туманны. Ведь без достаточного бюджетного финансирования отрасль будет только деградировать.
Вчера в Подмосковье перед заседанием совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике президент Владимир Путин посетил клинический госпиталь «Мать и Дитя». Любопытное сочетание: с одной стороны, власти демонстрируют свою озабоченность демографическими проблемами, с другой – проводят довольно болезненную реформу здравоохранения. В регионах население протестует из-за ликвидации местных родильных домов, акушерских пунктов и иных лечебных учреждений (см. об этом «НГ» от 25.02.13).
Несмотря на визиты в медцентры первых лиц государства, в ближайшие два-три года ждать особых улучшений в сфере здравоохранения не приходится. Именно такой срок называют сами медики. Да и что будет после этих двух-трех лет – тоже не совсем понятно. Ведь если федеральные власти не сменят избранный ранее курс на сокращение финансирования медицины, то она будет только деградировать. К такому выводу можно прийти на основе вчерашнего выступления председателя Национальной медицинской палаты Леонида Рошаля, который провел в Москве конференцию под названием «Здравоохранение России: ключевые вопросы, требующие первоочередного решения».
Не в первый раз доктор Рошаль посетовал, что в России в среднем лишь 30% населения довольны здравоохранением, в то время как в других странах этот показатель достигает 80–90%. Настроения граждан сигнализируют о серьезных проблемах в системе здравоохранения. По мнению Рошаля, этот, условно говоря, социологический показатель в чем-то даже важнее и тревожнее, чем статистические показатели смертности, заболеваемости и т.п. Рошаль указал на необходимость совместно с профессиональным сообществом разработать единые критерии для оценки доступности и качества медицины, выяснить, что именно у населения вызывает недовольство – грубость врачей, мздоимство, сами оказанные услуги и т.п. «За пять лет мы должны увеличить довольных здравоохранением в два раза», – озвучил такой ориентир Рошаль.
В российском здравоохранении существует целый ряд до сих пор нерешенных проблем. «Первая – кадровая проблема. Вторая проблема – надо поднять уровень первичного звена, амбулаторно-поликлиничного обслуживания. Далее – надо заняться качеством врача. Это входит в обязанности медицинских ассоциаций, которые надо сначала создать, а не Минздрава. Еще одна проблема касается скорой и неотложной помощи. Кроме того, это вопросы лекарственного обеспечения, тут тоже без конца идут нарекания. Вопросы продолжения модернизации здравоохранения и материально-технической базы, то есть речь идет не о том, чтобы просто что-то подкрасить. В основе же этих проблем – необходимость увеличения финансирования», – перечислил Рошаль. Одних организационных моментов мало для того, чтобы люди ощутили улучшения в здравоохранении, – необходимо наращивание финансирования, причем бюджетного.
Сейчас доля расходов на здравоохранение составляет 3,4% от ВВП. Но в будущем планируется, что она будет сокращаться. «Без повышения доли здравоохранения до 5–6% ВВП мы ничего с вами не сделаем, – предупредил Рошаль. – Например, мы не решим кадровую проблему без повышения зарплат и восстановления льгот, которые были отобраны прежним руководством Минздрава». И даже эти 5–6% на самом деле тоже недостаточны.
Средства Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС), на которые возлагаются большие надежды, «у нас сегодня не покрывают всех потребностей отрасли, поэтому необходимы дотации государства». Программа гарантий оказания медицинской помощи недофинансирована, а ведь в ней прописано, какие именно услуги должны оказываться гражданам в медучреждениях бесплатно.
Напомним, ранее Минфин уже ясно дал понять, что он не намерен наращивать бюджетные расходы на медицину. В его планах – сокращение к 2020 году доли расходов на здравоохранение до 2,5% ВВП. Когда новый Минздрав представил свою амбициозную, так называемую модернизационную программу развития здравоохранения, в которой прописано, наоборот, увеличение доли госрасходов на отрасль примерно до 5% ВВП к 2020 году, руководство Минфина обвинило Минздрав в том, что ведомство не пытается уложиться в уже выделенные ресурсы. Вместо того чтобы повышать эффективность своей работы, оно просит денег, недоумевал министр финансов Антон Силуанов. Министр здравоохранения Вероника Скворцова, однако, дала понять, что цена вопроса измеряется не в рублях, а в человеческих жизнях: «Различие реализации госпрограммы по бюджетному или модернизационному сценарию состоит в числе сохраненных жизней – к 2020 году различие составляет 1 миллион 100 тысяч жизней россиян» (см. «НГ» от 16.11.12).
Вчера Рошаль не обошел вниманием и ситуацию с закрытием в ряде регионов небольших роддомов и медпунктов. По его уверению, те проблемы, с которыми сейчас сталкиваются отрасль и население, – это плоды работы прошлых министров здравоохранения. Доктор полон оптимизма в отношении нового министра, который занялся пересмотром прошлых просчетов. Однако не стоит ждать слишком быстрого положительного результата от деятельности Скворцовой. «Он будет не завтра, не через год. Первые результаты начнем ощущать через 2–3 года. Нужно время, чтобы развернуть эту махину обратно, чтобы исправить ошибки». Рошаль заступился за нового министра: «Не было ни одного распоряжения нового министерства о том, что надо закрывать койко-места и родильные дома. Наоборот, было два послания, подписанных Скворцовой, о том, что этого делать нельзя. В скором времени планируется провести селекторное совещание, и на нем еще раз будет подчеркнута позиция Минздрава по этому вопросу».
Доктор Рошаль предполагает, что новый Минздрав «откатит» назад часть уже принятых решений, в том числе по ликвидации койко-мест. Уже сегодня в проекты «старого» Минздравсоцразвития вносятся корректировки и улучшения. Но многие вопросы все равно до сих пор не прояснены. Пример – проблема выработки стандартов лечения. «Стандарты – это хорошая вещь, но у нас происходит подмена понятий. За рубежом в стандартах описано, как нужно лечить то или иное заболевание. А у нас стандарты – это некий медико-экономический документ, который описывает, как нужно рассчитываться с фондом ОМС. То есть нынешние медицинские стандарты – это вопросы рубля, а не вопросы лечения», – говорит доктор. Подмена понятий становится особенно заметна, когда в обосновании стандартов не обнаруживается протоколов и клинических рекомендаций, без которых невозможно обсчитать расходы на лечение.