0
3001
Газета Здоровье Интернет-версия

20.11.2012 00:00:00

Робот, натасканный на катаракту

Тэги: лечение, хирургия, медицина, робот


лечение, хирургия, медицина, робот Фантастика: скоро какие-то этапы хирургии катаракты будет выполнять робот.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

В Москве прошла международная конференция «Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии – 2012», посвященная 85-летию со дня рождения академика Святослава Федорова. О достижениях офтальмологии, о развитии идей Федорова в беседе с обозревателем «НГ» Адой ГОРБАЧЕВОЙ рассказывает его ученик – заместитель генерального директора по научной работе МНТК «Микрохирургия глаза» им. С.Н. Федорова Минздрава России, профессор Борис МАЛЮГИН.

– Борис Эдуардович, конференция посвящена юбилею академика Федорова. Его традиции продолжаются?

– Во всем мире Святослав Николаевич считается одним из основоположников хирургии катаракты и аномалий рефракции. Это и есть основные темы конференции, которые неизменно привлекают большой интерес врачей-офтальмологов. В этом году у нас побывало 1260 участников, в том числе 148 зарубежных из 33 стран мира.

– В этих областях офтальмологии много нового?

– Что касается хирургии катаракты – то это, конечно же, внедрение лазерных технологий. В рефракционной хирургии лазеры используются достаточно давно и прочно заняли место в нашем арсенале, но это нельзя в полной мере отнести к хирургии катаракты. Святослав Николаевич с коллегами инициировал в институте научно исследовательские работы в этом направлении более 10 лет назад. И сейчас мы на пороге прорыва, ведь энергия лазера способна заменить то, что хирург в настоящее время выполняет при помощи ножа.

Есть прогресс в области искусственных хрусталиков. Появились новые виды материалов, которые позволяют имплантировать хрусталик через микроскопический прокол. Он при этом складывается, а затем расправляется внутри глаза, восстанавливая свою форму. Новые варианты оптики искусственных хрусталиков дают возможность исправлять неправильную форму роговицы (астигматизм), а также обладают эффектом мультифокальности, обеспечивая хорошее зрение на разных расстояниях без очков. Ранее это было недостижимо.

В целом же как в диагностике, так и в хирургии офтальмология, как, собственно, и вся остальная медицина, идет по пути компьютеризации и уменьшения роли человека в лечебном процессе. Это в недалеком будущем приведет к тому что какие-то этапы хирургии катаракты, будет выполнять машина.

– Без врача?

– Ну да, компьютер же обыгрывает самых выдающихся гроссмейстеров в шахматы. Что ему мешает при определенном обучении также ставить диагноз и назначать лечение или даже выполнять операции? Мы знаем, что роботы более точны и деликатны во многих областях промышленности, например в производстве микроэлектроники. А офтальмология – дисциплина очень четкая, многое в ней, а особенно в рефракционной хирургии, построено на фундаментальных оптических законах, описываемых математическими формулами.

Конечно, говоря о полной компьютеризации медицины, я немного утрировал. Очевидно, что совсем без врачей обойтись не удастся. Однако тут есть ведь и еще одна сторона вопроса – экономическая. Сейчас высококлассный микрохирург-офтальмолог обучается в общей сложности почти 11 лет, а если считать еще и школу, то и вовсе 21 год. Это колоссальные затраты для государства.

Что же касается прибора, то им может управлять оператор, поэтому во всем мире наблюдается тенденция передачи части врачебных функций опытным медицинским сестрам и специалистам медико-технического профиля. Они обеспечивают базовую диагностику, а врач подключается уже на последнем, самом ответственном этапе. Знания и навыки врача при этом используются наиболее эффективно и рационально. Сложные и ответственные функции, разумеется, навсегда останутся за врачом, остальные делегируются, таков глобальный вектор развития медицины.

– Лазеры применяются вместо насечек при исправлении близорукости, как при Федорове?

– Святослава Николаевича помнят как основного разработчика и внедрителя метода кератотомии, который сейчас практически не используется. Однако самое главное в том, что он первым сумел преодолеть психологический барьер между лечением болезни и исправлением аномалии, не влияющей на жизненно важные функции. Офтальмологи, по сути дела, стали оперировать (делать насечки) на здоровом глазу, исправлять особенности анатомического строения, дефекты оптики.

Попытки в этом направлении предпринимались и ранее, но именно Федоров вывел это на высочайший технологический уровень, показал, что это можно делать массово и безопасно. Это был психологически крайне сложный переход, однако оказалось, что коррекция аномалий рефракции дает существенное повышение качества жизни пациента. У врачей открылось совершенно новое поле деятельности. Это направление, получившее название рефракционной хирургии, стало бурно развиваться, в итоге был осуществлен переход от ножевого этапа к лазерному.

– К каким еще направлениям офтальмохирургии дали толчок идеи Святослава Федорова?

– Он заложил основу многих направлений: в лечении глаукомы – методики непроникающей хирургии; в хирургии стекловидного тела и сетчатки разрабатывал принципы витрэктомии, создал школу кератопротезирования по созданию искусственных роговиц, и до сих пор мы пользуемся моделью кератопротеза Федорова-Зуева у больных с ожогами и серьезными травмами роговицы. Он был одним из основателей интраокулярной коррекции – разрабатывал искусственные хрусталики.

В показательной операции, которую я выполнял в ходе конференции, коллегам была продемонстрирована методика имплантации отечественного искусственного хрусталика – совместная разработка МНТК «Микрохирургия глаза» и компании РЕПЕР из Нижнего Новгорода. В этом хрусталике использован принцип мультифокальной оптики, содержащей несколько видов полимеров с разными индексами рефракции, за счет чего пациент может видеть и вблизи, и вдали. Эта технология производства уникальная, и никто в мире пока что повторить ее не может.

Офтальмология движется вперед большими шагами. Но сегодняшние успехи имеют прочный фундамент, который заложили наши учителя. И забывать этого нельзя ни при каких обстоятельствах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Верховный суд уравнивает граждан по размеру компенсаций

Верховный суд уравнивает граждан по размеру компенсаций

Екатерина Трифонова

Средний размер выплат за моральный вред составляет около 200 тысяч рублей

0
558
Иноагентам обещают заочные судебные процессы

Иноагентам обещают заочные судебные процессы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Отдельным видом преступления против государства станет финансирование диверсий

0
624
Деятельность французского Независимого института философии признана нежелательной в РФ

Деятельность французского Независимого института философии признана нежелательной в РФ

0
427
В МВД сообщили о статистике выдачи статуса репатрианта

В МВД сообщили о статистике выдачи статуса репатрианта

0
346

Другие новости