Теперь главная угроза здоровью американцев – ожирение.
Фото Reuters
Департамент здравоохранения Нью-Йорка высказался за запрет продажи сладких напитков в больших емкостях. Нарушителям – штраф.
Частная жизнь для американца, его privacy, – это святое. Никто не имеет права на нее покуситься, во всяком случае, до тех пор, пока это не касается других. И вот – покусились. Причем второй раз. И не кто-нибудь, а демократически избранный популярный мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. Он предложил запретить продажу в ресторанах, кафе, закусочных высококалорийных сладких напитков (колы, лимонада, пунша и прочих) в больших упаковках. Запрет затронет практически все популярные сладкие напитки в сетях фастфуда и даже на стадионах. Продажа напитков в стаканах, бутылках и чашках емкостью более 16 унций (0,47 литра) будет запрещена.
Тут же поднялась буря возмущения. Американцы любят повторять, что живут в свободной стране, стало быть, что хочу, то и пью, и сколько хочу. Однако опрос, проведенный в начале июня среди жителей Нью-Йорка, показал, что противников запрета больших бутылок немного больше, чем сторонников. По словам комиссара Нью-Йорка по вопросам здоровья, предложение ввести запрет вызвано тем, что ожирение превратилось в серьезную угрозу общественному здоровью. Его главной причиной власти называют чрезмерное употребление сладких напитков.
Мэр Нью-Йорка знаменит тем, что печется о здоровье своих избирателей. Десять лет назад он решительно ввел запрет на курение в ресторанах, барах, офисах и прочих общественных местах. Совсем недавно вступил в силу запрет на курение в парках, скверах, на пляжах и набережных Нью-Йорка. Каждый раз поначалу возмущались, но время показало, что никто от запрета курения не погиб, а вот сердечно-сосудистых заболеваний у жителей Нью-Йорка стало гораздо меньше.
Теперь главная угроза здоровью американцев – ожирение. Оно приобретает характер эпидемии в развитых странах. А в США оно уже стало национальным бедствием. Обилие там фигур, как будто состоящих из гигантских воздушных шаров, поражает непривычный глаз. Это не толстяки, совсем нет. Дородность может быть красивой (достаточно вспомнить кустодиевских купчих), пузатость в мужчинах тоже бывает приятной. Но вот некоторые персонажи американских улиц приводят в ужас своей карикатурностью. Многочисленность их вызывает оторопь. Это уже не тучность, это что-то чудовищное.
По данным Департамента здравоохранения США, ежегодно в Нью-Йорке от ожирения умирают 5800 человек. Это гораздо больше, чем количество американских военнослужащих, погибших за все время войны в Ираке. Причины ожирения известны – быстрое нездоровое питание и малая подвижность. Понятно, проще поесть в кафе, чем готовить дома. Важно – что есть и пить и в каких количествах. Заместитель мэра Нью-Йорка по вопросам здравоохранения и социального обеспечения населения Линда Гиббс заявила, что городские власти тратят около 4 млрд. долл. на борьбу с ожирением и болезнями, вызванными неправильным питанием.
Есть и научные исследования. Кардиологи из Калифорнийского университета подсчитали, что кола и прочая сладкая газировка унесли 21 тыс. американских жизней. В 2003 году было запрещено продавать сладкую газировку в нью-йоркских школах – статистика показывает, что ожирение среди школьников сократилось с тех пор на 5%.
Пресс-секретарь Ассоциации ресторанов Эндрю Мойзел, разумеется, противник запрета больших порций сладких напитков, заявил, что это решение является грубым нарушением свободы выбора ньюйоркцев употреблять в пищу те напитки и продукты питания, которые им нравятся.
Но Блумберг не призывал ограничивать количество выпиваемого – только упаковку. Хочешь выпить два литра, заказывай четыре бутылки. Фокус в том, что большинство не станет повторять заказ – им окажется достаточно первой порции. В своем интервью Блумберг объяснил: «Исследования показывают, что вы будете есть то, что перед вами. И даже если вам надо сделать сознательное усилие, чтобы изменить привычки, вы вряд ли его сделаете».
В справедливости этого утверждения мне случилось убедиться на собственном опыте. Остановившись в пустующей квартире друзей, я готовила себе по утрам кофе и выпивала, как дома, две чашки. Но в этой квартире были не чашки, а большие кружки. Ну, значит, две кружки. А потом, поскольку толстые кружки мне не нравились, купила тонкую чашку. Помещалось в нее вдвое меньше, чем в кружку. И что же? Двух маленьких чашек хватало. Человеческая природа – на это и расчет.
Жители Нью-Йорка ехидно спрашивают, не собираются ли городские власти ввести ограничение порций популярных высококалорийных блюд. Очень может быть, так и произойдет. Обжорам придется заказывать вторую порцию бигмака. Но большинство насытится и одной. Пока же мэр Нью-Йорка выразил надежду, что запрет на продажу сладких напитков в больших упаковках примут и в других городах США.