Почему-то люди обожают лечиться сами.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В международном календаре регулярно отмечаются Всемирные дни больных то одним, то другим заболеванием. Серьезных болезней много, много и Дней. Но один из них касается всех – Всемирный день больного (World Day of the Sick). Ведь каждый человек – пациент: или был когда-то болен, или будет. Недаром врачи шутят, что нет здоровых людей – есть недообследованные.
Всемирный день больного был учрежден по инициативе папы Иоанна Павла II и впервые отмечался 11 февраля 1993 года. Дата выбрана не случайно: в этот день во французском местечке Лурд много веков назад произошло явление Богоматери, исцелившей страждущих. Иоанн Павел II в специальном послании определил цель, ради которой учреждается День больного: напомнить не только многочисленным католическим медицинским организациям и вообще верующим, но и всему гражданскому обществу о необходимости обеспечить лучший уход за больными и немощными, облегчение их страданий. День этот сразу стал международным, без всякого католического оттенка. Всех больных, относящих себя к любым конфессиям или ни к каким.
А вот какие мы сами – больные? Вот, пожалуйста. Образованная женщина, притом даже соприкасающаяся с медициной, жалуется, что зря обращалась со своей язвенной болезнью к профессору-гастроэнтерологу: уже три месяца после визита к доктору, и все равно боли. Очень странно: профессор знаменит как раз тем, что видит больного как будто насквозь и вылечивает самыми обычными лекарствами. Выясняется, что у страдалицы сначала все прошло, и она бросила принимать таблетки и соблюдать диету. К тому же подоспели две недели новогодних каникул – какие там диеты. А после праздников много работы, днем поесть некогда. И вот, опять боли. Плохо лечил профессор, наверно, потому, что старый. Теперь она будет искать молодого, он назначит самое новое лекарство.
История очень характерная, притом не только для российских больных. Медицинские психологи сделали обзор научной литературы, собрав данные о выполнении пациентами предписаний врача, и получили удивительные результаты.
Добрая половина пациентов, страдающих заболеваниями в активной форме, не принимает препараты, прописанные им врачами.
Около половины таких больных также не являются на назначенные им лечебные процедуры.
Большинство пациентов с повышенным давлением не придерживаются диеты и более размеренного и спокойного режима, назначенных им врачами.
Даже люди, страдающие острыми заболеваниями и испытывающие сильные боли, например больные язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, игнорируют прописанный им режим.
Находясь в больнице, больные язвенной болезнью в среднем принимают менее половины назначенных им лекарств. У пациентов, которые сначала слушались врачей, через три–пять дней появляется склонность «отлынивать» от лечения.
Причин такого поведения больных несколько, считают медицинские психологи. В эпоху узкой специализации и впечатляющих технологий близкие отношения между врачом и пациентом стали гораздо более редким явлением, чем раньше. Врачи из-за большой и все возрастающей лечебной нагрузки вынуждены иногда на приемах разговаривать коротко и резко. Пациенты, со своей стороны, зная о достижениях современной медицины, часто ожидают от врачей чудес. Некоторые склонны обращаться к нескольким врачам, узнавать и сравнивать их мнения и в конце концов выбирать для себя такого, который говорит то, что им хотелось бы услышать.
Наконец, одной из причин невосприимчивости больных к влиянию, которое на них пытаются оказывать врачи, может быть стресс, считают медицинские психологи. Казалось бы, когда человек болен, он должен принимать разумные решения о том, что ему следует предпринять и каким советам следовать, причем в основе этих решений должно лежать тщательное рассмотрение таких факторов, как степень тяжести болезни, предполагаемая эффективность предлагаемого лечения и его стоимость.
Но серьезная болезнь или травма могут вызывать сильный стресс. А решения, принятые в состоянии стресса, часто не самые лучшие. Человек, поставленный перед фактом тяжелой болезни, может настолько встревожиться, что будет запущен процесс так называемого защитного избегания, и больной начнет отрицать или недооценивать тяжесть своей болезни. Он может игнорировать советы врача, подкрепляя таким образом это отрицание. В других случаях больные воспринимают рекомендуемое лечение как слишком дорогостоящее, хотя они могут заплатить своей жизнью за то, что отказались от этого лечения. Меньшая цена, которую надо заплатить сразу же, в их представлении превышает гораздо большие, но отсроченные затраты.
Стойкое сопротивление некоторых больных и отказ делать то, что велел врач, поскольку это затрагивает личные убеждения или культурные ценности, являет собой диаметральную противоположность другому стилю реагирования на указания врачей, тоже связанному со стрессом. Помимо защитного избегания стресс может вызывать иррациональную реакцию, которую называют сверхбдительностью. В этом случае пациенты впадают в панику из-за своей болезни и слишком остро реагируют на имеющиеся у них симптомы. Они некритически воспринимают все, что читают или слышат о своем недуге. Такие больные с усердием следуют также и советам врача. Но если лечение не дает быстрых результатов, то сверхбдительный пациент обращается к другому врачу или начинает параллельно с назначенным врачами лечением применять «домашние средства». Он склонен бросаться от одного врача к другому, обращаться к знахарям или принимать «чудодейственные средства».
И это все о нас, так или иначе попадающих к докторам, большинство которых, впрочем, как и пациентов, о Всемирном дне больного понятия не имеют.