Эффективность моющих средств не зависит от запаха.
Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Для того чтобы в комнате, в ванной, да в любом помещении был приятный запах, чтобы приятно пахло от тела, от белья, издавна использовались разные способы: курения, специальные ароматические свечи, сухие розовые лепестки, ну, и конечно, духи – да много всего. Теперь дело проще. Духи (для пущей элегантности называемые «парфюм»), туалетная вода, одеколон, разумеется, сохраняют свое значение и даже переживают новый расцвет, но ароматические свечи зажигать необязательно – в пену для ванн, гель для душа, мыло, шампунь, средства для мытья посуды, стиральный порошок добавляются отдушки.
Подавляющему большинству людей это нравится, и только некоторые не переносят такие запахи, даже «угорают» от них. Прямого ущерба здоровью ароматизаторы вроде бы не приносят, но все не так просто, пишет Deutsche Welle.
Действующие в Европейском союзе нормативные документы требуют, чтобы на этикетках средств личной гигиены, парфюмерных и косметических изделий указывались их ингредиенты, в том числе, конечно, и ароматические добавки. Но обычно дело ограничивается общим указанием на присутствие отдушек. Подробный перечень этих субстанций не приводится, поскольку их концентрация крайне мала.
Химик и эколог Рихард Болек из Люнебургского университета подсчитал, какое количество моющих средств расходует в год средняя больница и сколько ароматических веществ попадает в результате этого через канализацию в сточные воды. Оказалось, что речь может идти о концентрациях, измеряемых нанограммами на литр. На первый взгляд это крайне низкий показатель. С другой стороны, известно, что присутствие в воде в таких же концентрациях ряда лекарственных препаратов и биологически активных веществ, используемых в фармацевтической промышленности, оказывает весьма существенное негативное воздействие на окружающую среду.
Даже сами производители ароматических веществ знают крайне мало о том, что происходит с этими соединениями в сточных водах, в какие реакции они вступают и какие продукты при этом образуются. Рихард Болек поясняет: «Им главное – чтобы они не оказывали негативного воздействия на здоровье человека при нормальном применении. А нормальное применение – очень краткосрочное воздействие. Скажем, в случае геля для душа: натерся – и тут же смыл. Про более длительные воздействия никто ничего не знает».
Между тем такие длительные воздействия отнюдь не исключены, пусть и не непосредственно в ванной комнате. Из изученных Рихардом Болеком ароматических веществ лишь каждое четвертое легко и быстро поддавалось биологическому расщеплению. Например, такая широко применяемая отдушка с запахом ландыша, как лилиал (научное название – бутилфенилметилпропионал), попав в сточные воды, постепенно окисляется, образуя кислоту. Рихард Болек поясняет: «Эта кислота – продукт аутооксидации, самоокисления лилиала, то есть он самопроизвольно, без каких-либо катализаторов, образует кислоту. Если в воде присутствует бутилфенилметилпропионал, там обязательно – причем в нарастающем количестве – присутствует и эта самая образуемая им кислота».
А токсичность этого соединения уже была доказала несколько лет назад в ходе экспериментов на животных. Но никаких выводов об опасности для человека тогда сделано не было, видимо, потому, что подопытным крысам это вещество подмешивали в корм в количестве 50 мг на 1 кг, а человек в повседневной жизни сталкивается с концентрациями, в десятки и сотни тысяч раз более низкими. И вводимый теперь в Европе поэтапно пакет нормативных документов, известный под аббревиатурой REACH, что расшифровывается как Registration, Evaluation, Authorisation and restriction of CHemicals (то есть «Регистрация, оценка риска, выдача разрешений и ограничения на производство и использование химикатов)», едва ли тут что-то изменит. Ведь, согласно этим документам, производители и импортеры химической продукции обязаны проводить специальные испытания на химическую безопасность лишь тех веществ, которые производятся или ввозятся в ЕС в количестве более 10 тонн в год. Многие же отдушки в эту категорию скорее всего не попадают, они дают сильный запах уже в микроскопических количествах.
Рихард Болек уповает не на нормативные документы ЕС, а на то, что в условиях рынка предложение определяется спросом: «Лично я, например, использую дома гель для душа вообще без отдушки. И стиральные порошки, и средства для мытья посуды у нас дома без ароматизаторов. Ведь эффективность этих изделий от запаха никак не зависит, запах нужен только для привлечения покупателей, эмоционального воздействия на них».