Искать работу пожилых людей вынуждает не забота о своем долгожитии, а банальная нужда и дорогие медуслуги.
Фото PhotoXPress.ru
К вопросу о необходимости повышения пенсионного возраста в России то и дело возвращаются. Министр финансов Алексей Кудрин вновь настаивал на этом по совпадению незадолго до Всемирного дня пожилого человека, который отмечается 1 октября.
В СCCP был установлен ранний, как нигде, возраст выхода на пенсию – 55 лет для женщин и 60 для мужчин. В Европе и США это 60–65 лет. А в связи с радикальным изменением соотношения возрастных страт в развитых странах пенсионный возраст увеличивают: во Франции для мужчин с 60 до 62 лет, в Германии для всех постепенно с 65 до 69 лет, в Великобритании – до 68 лет. Однако во Франции, например, средняя продолжительность жизни мужчин 77 лет, а в России – 61 год (до недавнего времени было еще меньше – 58,5 года). Получается, что с повышением пенсионного возраста мужчины до пенсии вообще не доживут.
Но реальность, как всегда, сложнее. В России более 3 млн. человек старше 80 лет, 350 тыс. достигли 90 лет и более, 6800 перешагнули 100-летний рубеж. И вообще: кого считать пожилым человеком и когда начинается старость? Пушкин писал о гнусном старикашке Геккерне – приемном отце Дантеса. А было ему 43 года. Не погибни «солнце русской поэзии» на дуэли, через семь лет тоже считался бы стариком. Впрочем, это ничему не мешало. Кутузов в 67 лет разбил Наполеона, Суворов в 70 лет перешел Альпы, разбив Массену при Сен-Готарде, Лев Толстой в 70 лет закончил «Воскресение».
По периодизации Всемирной организации здравоохранения только после 60 лет начинается пожилой возраст. Пожилой, заметьте, а не старческий. На Второй международной ассамблее по проблемам старения подчеркивалось, что традиционные представления о старости, ассоциирующейся с болезнями, зависимостью и недостаточной производительностью, сегодня признаются в корне неправильными, в действительности большинство людей вполне способны адаптироваться по мере своего старения и остаются независимыми вплоть до весьма преклонного возраста.
В развитых странах пожилые люди продолжают работать. В России тем более пожилые люди продолжают работать, если есть такая возможность. А как же заслуженный отдых?
Профессор Павел Воробьев, заведующий кафедрой гематологии и гериатрии Первого московского медицинского университета, считает, что выход на пенсию – это нарушение поведенческих стереотипов, и не все люди выдерживают такую нагрузку. «Выход на пенсию – фактор укорочения жизни, – уверен Воробьев. – В течение первого года выхода на пенсию половина людей заболевает – инфарктом, инсультом, раком и так далее, что существенно выше, чем среди их ровесников, продолжающих работать. Причина проста: пенсионер никому не нужен, у него идет ломка стереотипов. Так что чем позже на пенсию – тем выше продолжительность жизни, а не наоборот. Мы, геронтологи, уже 15 лет призываем поднять пенсионный возраст для всех до 65 лет. Наши соседи уже подняли – казахи, например. И ничего, никто не жалуется. Что за пенсионерка-старушка в 55 лет?»
Что касается продолжительности жизни, то вот опыт Германии. В ГДР смертность была существенно выше, чем в ФРГ. За последние 10 лет продолжительность жизни в Восточной Германии сравнялась с Западной Германией. А по темпу прироста столетних бывшая ГДР обгоняет Западную Германию. Это результат эффективной системы здравоохранения, социального обеспечения.
В Германии реализованы предложения Второй всемирной ассамблеи по проблемам старения проводить государственную политику, ориентированную на защиту интересов пожилых людей, что включает обеспечение хорошего освещения улиц и развитой транспортной системы; программы физических упражнений для людей старших возрастов; предоставление слуховых аппаратов, доступность реабилитационных программ, операций по удалению катаракты и замещению тазобедренного сустава.
У нас к пожилым людям относятся как к отработанному материалу. В операциях после 70 лет стараются отказывать, в больницы не брать, чтобы вызвать «скорую помощь», приходится обманывать насчет возраста больного.
Год назад, отвечая на замечание Дмитрия Медведева об увеличении продолжительности жизни, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова сказала: «У нас количество людей, которые находятся за границей пенсионного возраста, тоже, к сожалению, растет. Но, с одной стороны, это – к сожалению, а с другой стороны, это означает, что мы должны очень четко представлять себе, как будет развиваться инфра-
структура, обеспечивающая этих граждан». Можно себе представить, каким будет обеспечение этих граждан, если, к сожалению, их слишком много.
Как бы то ни было, пенсионный возраст скорее всего повысят, конечно, после выборов, ведь пенсионеры – самая активная часть избирателей. Но не произойдет ли то, чего боятся пожилые люди, не получится ли так, что пенсию будут давать позже, а с работы уволят сейчас? На Западе это не так-то легко сделать, дискриминацию по возрасту не допустят профсоюзы. У нас же профсоюзы не просматриваются в угаре свобод предпринимателя.
Чтобы в России не образовался немаленький слой совершенно необеспеченных безнадежных безработных, представляется, что повышение пенсионного возраста следует сопроводить законами, не позволяющими работодателю увольнять работников за два-три года до пенсии, может быть, поощряя работодателя какими-то преференциями.