Хорошо застраховался – хорошо отдыхаешь.
Фото Reuters
Ситуация с 900 российскими туристами, которые не могут уже третьи сутки вылетить на Родину после отдыха в Болгарии, по-прежнему, далека от благополучной развязки. На момент подписания этой статьи в печать в болгарском аэропорту находилось порядка 300 россиян, которым предстоит каким-то образом вернуться на родину. Но помимо чисто финансовых коллизий между авиаперевозчиком Bulgaria Air и туроператором «Алма Тур», в данной ситуации возникает и вопрос с медицинским обеспечением наших соотечественников.
Российские туристы – самые рисковые туристы. На грани авантюризма. Или, если хотите, пофигизма. Ну что заставляло наших соотечественниц, отдыхавших в Шарм-эль-Шейхе, в самый разгар египетской революции поймать такси и отправиться в город? Объясняют – купить что-нибудь. Наткнулись на закрытые лавочки и их владельцев, стоявших с монтировками, а то и с винтовками на страже своей собственности. С трудом добрались обратно, слава богу, невредимые.
Как только чуть-чуть утихло в Египте – российские туристы опять туда ринулись: пусть небезопасно, но ведь цены-то упали! Предлагают – поедем. На этот пофигизм и рассчитывают турфирмы и страховые компании. А мы рассчитываем на авось. А когда случается, оказываемся в совершенно беспомощном положении. Толком не знаем, куда обратиться, никто перед нами ни за что не отвечает.
Между тем права у нас есть. Об этом напоминает Роспотребнадзор, рекомендуя внимательно читать текст договора с турагентством, в том числе (и особенно) то, что напечатано мелким шрифтом. Ведь его подмахивают, практически не читая.
Туриста должны защищать несколько законов. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» при заключении договора туроператор, турагент обязаны представить туристу достоверную информацию, в частности:
– об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия;
– о местонахождении, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания;
– об иных особенностях путешествия.
Вот кто из нас выписывает для себя все эти телефоны, хотя бы консульства и страховой компании? Очень-очень мало кто.
Нужно внимательнейшим образом изучить текст предлагаемого договора, требовать разъяснения всех непонятных моментов, проследить, чтобы в договоре были отражены все вопросы, имеющие непосредственное отношение к безопасности.
Если безопасность туриста не была обеспечена и в результате этого был причинен вред его жизни или здоровью, он имеет право требовать возмещение вреда в полном объеме (ст. 14 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»). При этом не имеет значения, состоял потерпевший в договорных отношениях с исполнителем услуги или нет.
В договоре должны быть указаны:
– полное и сокращенное наименования, адрес (местонахождение), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;
– размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии;
– сведения о туристе в необходимом объеме;
– общая цена тура в рублях;
– информация о программе пребывания;
– права, обязанности и ответственность сторон;
– условия изменения и расторжения договора;
– сведения о порядке и сроках предъявления туристом претензий в случае нарушения условий договора;
– сведения о порядке и сроках предъявления требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора.
Не допускается включение в договор условий, ущемляющих права туриста по сравнению с правилами, установленными федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
Туроператоры и турагенты должны предоставить исчерпывающие сведения об особенностях путешествия, об опасностях, с которыми могут столкнуться туристы. При возникновении чрезвычайных ситуаций туроператоры и турагенты обязаны оказать туристам содействие в реализации их прав на получение медицинской помощи и обеспечение личной безопасности. Так что очень важно знать, где можно найти этих туроператоров.
Следует учитывать, что медицинское обслуживание за рубежом – платная услуга, поэтому перед поездкой в другую страну надо выбрать подходящую страховую программу и заключить соответствующий договор страхования. До заключения договора страхования необходимо ознакомиться с программой страхования и перечнем «страховых» и «нестраховых» случаев. При путешествии с детьми целесообразно для детей оформить расширенную страховку.
Взаимоотношения с нашими страховыми компаниями – тяжелая история. От возмещения ущерба они пытаются отмотаться всеми способами. Получить от них деньги, которые уже пришлось выложить за границей за медицинскую помощь, трудное дело. Надо записать себе все телефоны, по которым можно связаться из-за границы со страховой компанией, выяснить у них, к какому врачу вы должны обращаться в случае необходимости, разумеется, брать и сохранять все счета. А по возвращении на родину настойчиво требовать возмещения вреда вплоть до обращения в суд.
Права правами, но самим надо иметь голову на плечах, не лезть на рожон, не отправляться в сомнительные места, не ездить туда, где происходят какие-то волнения. Дешевое путешествие может обойтись очень дорого.