Непривитый ребенок остается один на один с опасными болезнями века: корью, коклюшем, столбняком, скарлатиной...
Фото Reuters
Верховный суд РФ поддержал решение Роспотребнадзора, запрещающее непривитым от полиомиелита детям в течение двух месяцев посещать детские сады, где остальным сделали такую прививку. Дело в том, что вакцинированные дети в течение этого срока выделяют вакцинный штамм вируса. Родители-антипрививочники сочли это решение нарушением прав своих отпрысков на получение образования и больше полугода сражались в судах с Роспотребнадзором.
Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко в беседе с обозревателем «НГ» сказал: «Можно разглагольствовать о ненужности вакцинации сейчас, когда полиомиелитом у нас никто не болеет, а 40 лет назад такого оратора сочли бы самого больным – на голову. Однако вот в прошлом году мы столкнулись с полиомиелитом – не только в Таджикистане, который далеко от нас находится, но и в России, где были завозные случаи. Дети из Таджикистана и Узбекистана приезжали на территорию России и здесь заболевали. Кроме того, было выявлено 30 случаев носительства вируса. Это еще большая угроза для окружающих, чем больные, – ведь носителей вируса не опасаются. И в такой ситуации непривитые российские дети оказываются незащищенными».
После начала вспышки полиомиелита в Таджикистане Роспотребнадзором были приняты срочные меры безопасности: усилен санитарно-карантинный контроль на границе с Таджикистаном, организована вакцинация детей до 15 лет из Таджикистана (привиты более 5 тыс.), вводился временный запрет на въезд в Россию детей в возрасте до шести лет, на ввоз сухофруктов и орехов. Привиты более 9 тыс. мигрантов.
В Таджикистане не хватало вакцины и вообще было не до вакцинации. А вот почему российских детей, не имеющих ни одной прививки против полиомиелита, оказалось более 50 тыс.? Ведь проблем с вакцинами не было. Очень просто: прививки – дело добровольное, все зависит от желания родителей. Есть и такие, которые, как им кажется, принимают простейшее решение – добывают фальшивые справки о прививках.
Геннадий Онищенко не понимает позиции родителей, отказывающихся прививать детей. Ведь сами они защищены от полиомиелита, в советское время вакцинировали всех. Детей же своих оставляют уязвимыми, не прививая ни от чего, не говоря уже о полиомиелите. «Да, вакцинация – сложная проблема, – подчеркивает главный государственный санитарный врач, – надо подходить к ней ответственно и предварительно у каждого ребенка проводить тщательное медицинское обследование. Но следует помнить, что вакцинация дала в ХХ веке 20 лет дополнительной жизни, потому что люди перестали умирать от кори, столбняка, коклюша, скарлатины».
Онищенко напоминает о вспышке кори в Европе, где попытались обойтись без вакцинации. По данным регионального Европейского бюро ВОЗ, сегодня насчитывается 12 тыс. заболевших корью, то есть той болезнью, которая, казалось бы, навсегда перестала быть актуальной, притом именно благодаря прививкам. Всего, по сведениям ВОЗ, на планете заболевают корью 50 млн., а умирают 1 млн. человек. В России же в прошлом году было меньше одного случая на миллион. ВОЗ призывает всех, собирающихся ехать в Европу, прививаться от кори.
«Когда вокруг не болеют, естественно, не хочется прививаться. Сразу идут в ход разные отговорки, – замечает Геннадий Онищенко. – В этом году Бог миловал, нет ни одного случая полиомиелита. Но это не значит, что не нужна вакцинация». Он объясняет, что нужна она и детям с противопоказаниями, даже больше, чем остальным. У них ведь ослабленный иммунитет, они больше подвержены инфекциям. В случае необходимости таких детей следует прививать в условиях стационара, проведя премедикацию, убрав аллергическую реакцию.
Весьма своеобразно понимают у нас права человека. Не допускают непривитого ребенка два месяца в детский сад – нарушают его права. А в США ребенка, которому не сделаны все полагающиеся прививки, вообще не берут в детский сад (прививок же там в полтора раза больше). И американцы, трепетно относящиеся к своим правам, вовсе не считают, что в этом случае их нарушают.
Любовь к детям может быть и избыточной, деструктивной, по выражению Геннадия Онищенко. Ведь, бросая ребенка в жизнь не защищенным от очевидной угрозы инфекций, родители сами нарушают его права.