Материнская грудь – самое дорогое для ребенка.
Фото PhotoXPress.ru
VIII Международная конференция, посвященная диагностике и лечению рака молочной железы, называлась «Белые ночи Санкт-Петербурга». Казалось бы, неподходящее название для конференции по такой грозной проблеме. Да, проблема грозная, но решаемая при наличии двух условий: раннего выявления болезни и правильного лечения по современным международным стандартам. В онкологии существует понятие «пятилетняя выживаемость». Пациентки с раком молочной железы, перешедшие пятилетний рубеж, считаются фактически излеченными. При обнаружении рака в I–II стадии пятилетняя выживаемость достигает, например, в США 98%.
На круглом столе 16 июня обсуждались проблемы диагностики и лечения рака молочной железы в РФ. К сожалению, ситуация у нас далеко не радужная: он занимает первое место среди онкологических заболеваний у женщин: ежегодно более 52 тыс. заболевших и более 22 тыс. погибших. Половина больных – до 59 лет. Показатель пятилетней выживаемости 57% , что почти в два раза меньше, чем в Европе (80%). Главная причина – отсутствие адекватного лечения. Член-корреспондент РАМН Владимир Семиглазов, руководитель хирургического отдела НИИ онкологии имени Петрова, подчеркнул, что, даже если просто проводить раннюю диагностику рака молочной железы и лечить выявленных больных по международным стандартам, смертность от этого заболевания существенно снизится.
Рост числа больных раком молочной железы во всем мире связан также и с возросшими возможностями диагностики. Профессор Жозеф Глигоров, онколог из парижского госпиталя Тенон, рассказал, что во Франции рак молочной железы стали выявлять в два раза чаще, но число умерших от него не изменилось: увеличилось число больных с ранними стадиями. Пациенток эффективно лечат по международным стандартам – хирургическое лечение, лучевая терапия, современная лекарственная терапия.
С оборудованием для диагностики рака молочной железы и в России все в порядке. Не в порядке с ее использованием. Маммографов закуплено много, а систематические обследования не проводятся. Рашида Орлова, профессор кафедры онкологии Санкт-Петербургской академии последипломного образования, рассказала, что в России маммография проводится, когда женщина уже больна, а надо обследовать всех женщин после 50 лет и обязательно бесплатно.
Но, даже когда рак выявлен, больные не всегда получают адекватное лечение. Потому и смертность от рака молочной железы в России очень велика – в пять раз превышает общую смертность женщин от онкологических заболеваний. Стандарты лечения рака молочной железы разработаны ведущими российскими онкологами еще два года назад на основе международных стандартов. Однако до сих пор они носят рекомендательный характер, считаются не стандартами, а алгоритмами. Применяются старые схемы, старые препараты, дешевые, но не всегда эффективные. Привычная ситуация: оборудование приобретают современное и дорогое, а на лекарствах пытаются сэкономить. И что толку, если заболевание даже выявлено вовремя, когда лечат его плохо?
В 2008 году по инициативе кафедры онкологии Российской медицинской академии последипломного образования разработаны региональные программы лечения больных ранними стадиями рака молочной железы.
В Сибирском и Дальневосточном федеральных округах проводится программа «Улучшение качества медицинской помощи больным с операбельными формами рака молочной железы». Ее инициаторы и руководители – член-корреспондент РАМН Евгений Чойнзонов, директор Томского НИИ онкологии, и профессор Елена Слонимская, заведующая отделением общей онкологии. В Томском НИИ онкологии, где используется сочетание хирургического, лучевого и современного лекарственного лечения с применением высокоэффективных препаратов, более 90% пациенток с ранними стадиями заболевания переживают пятилетний период наблюдения, что позволяет им надеяться на полное выздоровление.
В Татарстане смертность от рака молочной железы снизилась на 11,6%. Олег Дружков, доцент кафедры онкологии и хирургии Казанской медицинской академии, прямо связывает эти показатели с внедрением программы, включающей диспансеризацию, адекватное лечение с применением современной химиотерапии, последующее пожизненное наблюдение пациенток.
Об уникальном опыте лечения рака молочной железы в Салехарде рассказала Алена Важенина, главный онколог Ямало-Ненецкого автономного округа. В других населенных пунктах округа онкологов нет. Пациентов нередко приходится доставлять санитарной авиацией, разговаривать с ними с помощью переводчиков. К тому же в языке ненцев нет слова, обозначающего боль. Выживаемость больных с 2006 по 2009 год увеличилась в два раза. Никаких чудес: лечат в соответствии с международными стандартами.
При отсутствии государственной поддержки региональные программы лечения рака молочной железы оказываются эффективнее, чем федеральные. Получается, тем, кто живет в этих регионах, повезло. Большинству же населения России лечение по международным стандартам недоступно.
Оргкомитет конференции и совет экспертов приняли обращение к руководителям министерств здравоохранения субъектов РФ с призывом обратить внимание на ситуацию с раком молочной железы и поддержать внедрение программы адекватного лечения этого заболевания в соответствии с международными стандартами.
Санкт-Петербург–Москва