При измерении давления в поликлинике получить объективные результаты трудно.
Фото РИА Новости
Атмосферное давление испытывает москвичей на прочность: рекордное падение до 713 мм ртутного столба, а буквально через два дня резкое повышение до 740 мм. О самочувствии что уж говорить. При том, что происходит в атмосфере, самое время позаботиться о собственном кровяном давлении.
Чтобы предупредить развитие сердечно-сосудистых заболеваний, в первую очередь инфаркта и инсульта, а также почечной недостаточности, нужно следить за артериальным давлением, не допуская его повышения. Особенно важно это для людей, страдающих сахарным диабетом, у которых нарушения функции почек встречаются наиболее часто. Не случайно среди пациентов, из-за хронической почечной недостаточности находящихся на гемодиализе (очищении крови с помощью аппарата искусственной почки), треть – диабетики. Для них повышение давления чрезвычайно опасно. Поэтому врачи всеми способами стремятся сохранить у таких пациентов давление на нормальном уровне.
Но что такое нормальный уровень и одинаков ли он для тех, кого считают практически здоровыми, и для больных? Как свидетельствуют результаты самого крупного в Европе исследования, охватившего 4500 человек, все не так просто, сообщает Deutsche Welle.
«До этого исследования мы считали, что чем давление ниже, тем лучше», – говорит руководитель проекта профессор Герман Халлер, заведующий отделением нефрологии и гипертонии Высшей медицинской школы Ганновера. – Теперь же обнаружилось, что у пациентов, уже страдающих ишемической болезнью сердца, кровяное давление следует поддерживать на уровне 130/80 миллиметров ртутного столба – не выше, но и не ниже». Рекомендовавшийся до сих пор уровень 120/70 на почках сказывался положительно, а на сердце – отрицательно. У 18 участников исследования зарегистрированы существенные нарушения сердечного ритма, недостаточное кровоснабжение сердечной мышцы и других тканей, инфаркты миокарда.
За последние два года было проведено несколько исследований, в том числе и то, о котором сообщает Deutsche Welle. Все они дали практически идентичные результаты. Это заставило европейских медиков изменить нормативные документы.
Пересмотренные рекомендации Европейского кардиологического общества и других медицинских организаций содержат теперь пограничное значение артериального давления 130/80 мм ртутного столба. По мнению профессора Халлера, изменения коснутся не только пациентов с сахарным диабетом, но и кардиологических больных, не страдающих сахарным диабетом. В отношении их также будет рекомендовано останавливаться на показателе 130/80. В целом главный результат исследования, проводившегося под руководством профессора Халлера, сводится к тому, что оптимальное кровяное давление в ходе терапии должно определяться сугубо индивидуально, врачам следует гораздо более внимательно относиться к сопутствующим заболеваниям.
Что касается людей, которых в медицине принято называть практически здоровыми, то для них по-прежнему нормой артериального давления остаются цифры 120/60. Но и тут не все так просто: даже среди тех, у кого до 55 лет сохраняется такое давление, у 90% на протяжении оставшейся жизни разовьется гипертония.
Очень правильно поставлен вопрос о том, что такое нормальное артериальное давление, считает академик РАМН Юрий Бузиашвили, заведующий клинико-диагностическим отделением ЦНИИ сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева. После 40–45 лет у большинства людей за 10 лет артериальное давление возрастает на 10 единиц. Таким образом, человек, у которого в 30 лет давление было 120/60 мм ртутного столба, в возрасте 60 лет вполне может иметь давление 140/80–85, что будет являться для него нормой. «Главным и ведущим ориентиром является самочувствие, а не только цифры, которые появляются на тонометре. Надо учитывать многие дополнительные факторы: условия, в которых производилось измерение давления, в случаях подъема давления – произошло ли это асимптомно, анамнез жизни пациента, имеющиеся у него заболевания», – подчеркивает профессор Бузиашвили.
У 95% больных артериальное давление измеряют в поликлинике. В таких условиях получить объективные показатели трудно. Ведь малейшее физическое или эмоциональное напряжение физиологически (то есть нормально для человека) повышает давление на 10–15 единиц, а у некоторых людей эмоциональное напряжение вызывает даже сам факт ожидания результата измерения. По мнению Юрия Бузиашвили, диагноз гипертонии становится расхожим, его широко ставят в поликлиниках при первичном осмотре, не всегда имея для этого достаточных оснований. При реальных проявлениях гипертонии необходимо выявить причины и факторы, которые ее вызвали, провести детальное обследование пациента, и только после этого можно принять правильное решение о тактике лечения.